все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

21.04.2017

Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, любой гражданин страны обязан иметь регистрацию – постоянную или временную. Прежде это называлось пропиской, а сегодня законы обязывают руководствоваться понятиями «регистрация по месту жительства» (постоянная прописка), «регистрация по месту пребывания» (временная прописка) и «снятие с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания» (выписка).  

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

Законодательство о регистрационном учёте

Регистрационный учёт граждан является одним из способов составления перечней владельцев жилых объектов недвижимости и проживающих в них лиц. На фоне объективных проблем, вызванных внутренней и внешней миграцией, законодательство в сфере регистрационного учёта постепенно ужесточается, хотя обязательства становиться на учёт по месту жительства или по месту временного пребывания накладывались на граждан страны всегда. Какие нормы действуют сегодня? Как получить постоянную или временную прописку?

Любой гражданин страны обязан иметь регистрацию, а находиться в состоянии отсутствия прописки, например, при переезде на новое место жительства, разрешается в течение лишь 7 дней. Это означает, что именно столько даётся гражданину на то, чтобы обратиться в ближайшее к новому месту жительства территориальное подразделение Федеральной миграционной службы (ФМС) с заявлением о постановке на регистрационный учёт.

Важно! Следует различать понятия «место жительства» и «место пребывания». В первом случае подразумевается жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно, где и необходимо оформить постоянную прописку. Если же речь идёт о жилье временном (лицо планирует проживать там свыше 90 дней), законодательство обязывает оформлять временную регистрацию по месту такого пребывания.

Правила регистрации по месту жительства

Заявление о регистрации по месту жительства или по месту пребывания подаётся в отделение ФМС вместе со следующими документами:

  • Паспорт заявителя.
  • Военный билет (при наличии).
  • Документы, подтверждающие права пользования жильём (Свидетельство о праве собственности, Договор найма и пр.)
  • Паспорта граждан, которых заявитель планирует прописать в своём жилье (для заявителя, являющегося собственником жилого помещения).

Заявление о регистрации по месту жительства составляется на бланке унифицированной формы (Форма № 6). Чтобы не терять время в ФМЦ, мы рекомендуем скачать этот документ на нашем сайте. Заявление необходимо заполнять разборчиво, без исправлений, помарок и ошибок. В нём нужно указать следующую информацию:

  • Наименование органа регистрационного учёта.
  • Реквизиты заявителя (при необходимости – данные собственника жилья или законного представителя заявителя).
  • Полный адрес места постоянной или временной прописки.

Вся процедура постановки на регистрационный учёт занимает от 1 до 3 дней. Государственная услуга по оформлению постоянной или временной прописки предоставляется бесплатно, а нарушение сроков обращения в ФМС карается штрафными санкциями. Если гражданин находится на территории РФ более 7 дней и не имеет регистрации, либо если он оформил прописку спустя 8 и более дней, на него накладывается штраф в размере 1500-2500 рублей (ч.1 ст.19.15 КоАП РФ). Действующее сегодня законодательство предусматривает наказание и для собственников жилых помещений, в которых проживают граждане без постоянной или временной регистрации: от 2000 до 2500 рублей.

Как прописаться через МФЦ и сайт Госуслуги?

Оформить постоянную или временную прописку сегодня можно путём обращения в любой Многофункциональный центр. Это позволит избежать визита в отделение ФМС, хотя и пакет документов, и сроки подготовки необходимых документов остаются теми же. Единственное преимущество – на визит в МФЦ можно записаться заранее, что позволит избежать очередей. После сдачи всех необходимых бумаг свой паспорт с пропиской можно будет забрать через 3 дня.

Ещё один альтернативный способ регистрации – оформление заявки на сайте Госуслуг - gosuslugi.ru. Порядок действий в данном случае будет следующим:

  1. Заходим на страницу и знакомимся с последовательностью необходимых действий.
  2. При необходимости проходим процедуру регистрации и указываем в своём «личном кабинете» реквизиты всех основных документов (паспорта, Свидетельства о праве собственности на жильё и пр.)
  3. Приходим по указанному адресу, предоставляем оригиналы документов и после их проверки получаем штамп в паспорте о постоянной или временной прописке.