Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Содержание


Действует
Редакция от 2008-12-30
размер шрифта

Конституция Российской Федерации (РФ) (полный текст) (2024) Актуально в 2018 году

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

---

Комментарий специалиста по документу "Статья 104":

Статья 104 КРФ, определяет нормы проведения одного из важнейших этапов законодательного процесса – она регламентирует органы государственной власти, которые наделены правом законодательной инициативы. Важно понимать, что именно через субъекты, установленные статьей, любые другие органы, граждане, организации, общественные группы и все другие субъекты, не обладающие законодательной инициативой, могут вносить свои инициативные законопроекты. Вместе с тем нужно понимать, что под правом такой инициативы, законодатель понимает возможность внесения предварительных текстов законов в орган законодательной власти.

В частности, КРФ закрепляет общее и специальное право законодательной инициативы. Так, общим правом наделены исключительно высшие органы государственной власти и их члены, такие как президент, правительство, члены Федерального Собрания, законодательные органы субъектов федерации. Специальным правом наделяются высшие судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Специальность их права определяется возможностью на подачу законопроектов исключительно в рамках вопросов их ведения.

В ч. 2 статьи, КРФ определяет правило подачи законопроектов – их подача осуществляется в Государственную думу. Нужно понимать, что регламентация такого положения надиктована функциями ГД, как законодательного органа. Кроме того, в ч.3 статьи, КРФ устанавливает круг законопроектов, подача которых без соответствующего заключения правительства недопустима. В частности, имеются в виду законопроекты о налогах, госзаймах, и других финансовых вопросах. Такая норма надиктована необходимостью сбалансированности бюджета, функции, по реализации которого возложены именно на правительство.