Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Пятница, 26 февраля 2021 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-511-75-96

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Юридический словарь


Земское самоуправление

- форма организации местного самоуправления в Российской империи, сложившаяся во 2-й половине XIX в. в период буржуазных реформ. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России.

Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1.01.1864 г. в губерниях и уездах было предусмотрено образование земских органов: представительных - земских собраний и избираемых ими исполнительных органов - земских управ. Земское избирательное право было обусловлено имущественным цензом; выборы строились по сословному принципу.

Земским органам поручалось общее управление хозяйственными делами. К ним относились: а) заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства; б) устройство и содержание принадлежащих земству зданий, др. сооружений и путей сообщения, содержащихся за счет земств; в) меры обеспечения продовольствием; г) заведование земскими благотворительными учреждениями; прекращение нищенства; попечение о построении церквей; д) попечение о развитии местной торговли и промышленности; е) участие в попечении о народном образовании, здравоохранении; ж) исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления; участие в делах о почтовой повинности; з) расклад тех гос-ных денежных сборов, «разверстание» которых по губернии и уездам возлагалось на земские учреждения; и) назначение, раскладка, взимание и расходование (на основании Устава о земских повинностях) местных сборов для удовлетворения земских потребностей и др.

Земские учреждения на основании общих гражданских законов могли приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, заключать договоры, принимать обязательства, выступать в качестве истца и ответчика в судах по имущественным делам земства.

Земские и городские органы самоуправления не подчинялись местной правительственной администрации, но действовали под контролем министра внутренних дел и губернаторов. В пределах своих полномочий эти органы были самостоятельны; случаи, когда их действия и распоряжения подлежали утверждению и контролю правительственных органов, были ограничены законом.

При Александре III в целях устранения выявленных практикой недостатков З.с. были пересмотрены Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.). Усилено сословное начало (возросла роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных - они стали назначаться губернатором из избранных крестьянами кандидатов). Расширена сфера правительственного контроля за деятельностью земских органов; стала проверяться не только законность, но и целесообразность совершаемых действий.

Основанная на новых Положениях 1890 г. и 1892 г., система земского и городского самоуправления выглядела следующим образом.

Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.

Губернское земское собрание состояло из гласных, численность которых колебалась от 29 до 62 человек. Председателем являлся губернский предводитель дворянства, если царь не назначал председателем иное лицо. В состав губернского земского собрания входили также лица, заседающие в нем по должности (уездные предводители дворянства, местный управляющий гос-ным имуществом и др.). Собрание созывалось 1 раз в год, не позднее декабря, на сессию, которая не должна была продолжаться более 20 дней. Губернатор мог продлить срок сессии, давал разрешение на проведение чрезвычайных земских собраний.

Губернская земская управа состояла из председателя и 2 членов (с разрешения министра внутренних дел число членов могло быть увеличено до 6), избираемых губернским земских собранием. При этом избранными могли быть не только гласные земского собрания, но и все лица, имеющие право участия в земских избирательных собраниях. Председателем управы могло быть избрано только лицо, имевшее право поступления на гос-ную службу, т.е. по общему правилу, только дворянин или лицо с высшим образованием. Земским собранием из гласных и лиц, обладающих правом участвовать в земских выборах, избирались в помощь управе комиссии по отдельным вопросам управления, отнесенным к ведению земства.

Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоящими при ней учреждениями. Земское собрание состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления гос-ных имуществ, городского головы уездного города и др.). Земское собрание собиралось ежегодно на одну сессию не позднее октября месяца. Сессия продолжалась 10 дней, но губернатор мог ее продлить. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства. Способ избрания уездной земской управы был тот же, что и земской губернской управы.

Земские органы получили право облагать население денежным сбораминедвижимого имущества, с документов на право торговли, с проезжающих по земским дорожным сооружениям), устанавливать отдельные натуральные повинности (по содержанию дорог, препровождению арестантов, обеспечению квартирами уездной полиции и др.).