Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Суббота, 24 февраля 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Юридический словарь


Модельный закон

(англ. model law) - рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, гос-ного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединения. В условиях развития интеграционных процессов в сфере законотворчества проблема М.з. привлекает пристальное внимание юристов (см., напр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999).

Исторически модельные (или примерные) законы возникли в США, где Национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовит такие акты, служащие рекомендуемым образцом для законодательных органов штатов. Таковы, напр., Модельный торговый кодекс (1952 г.), Примерный уголовный кодекс (1962 г.), Модельный закон о предпринимательских корпорациях. В штатах постепенно воспринимаются эти кодексы, целиком или частично, с изменениями и дополнениями.

В России появление М.з. связано с формированием в 1992 г. Межпарламентской Ассамблеи СНГ, когда потребовалось сохранить общие правовые связи государств - участников СНГ. Стали готовиться М.з. и в рамках РФ ввиду резко возросшего объема законотворчества Федерации и ее субъектов. М.з. могут быть рассчитаны на применение во всех или некоторых субъектах РФ. Разработку проектов М.з. осуществляют научные юридические учреждения, группы юристов и специалистов.

М.з., одобренные законодательным органом, приобретают характер официальной законодательной рекомендации. Адресатом М.з. является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально-государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. М.з. может быть оставлен и без внимания.

С учетом реальной обстановки, объема и характера задач, признанных важными и подлежащими общему или согласованному регулированию, различаются и виды М.з. Это могут быть: а) полнотекстовые законодательные акты; б) законы, устанавливающие общие или согласованные принципы регулирования; в) законы, регулирующие часть той сферы, где в последующем будут приняты конкретные национально-государственные законы; г) законы, содержащие как примерные нормы, которые можно включать в готовом виде в текст конкретного закона, так и вариативные положения, дающие возможность выбора тех или иных правовых решений; д) законы адресные, содержащие указание на соответствующие органы и иные субъекты права либо «безымянные», оставляющие законодательному органу возможность их использования с учетом особенностей региона или страны.

В РФ с помощью внутрифедеральных М.з. консолидируются законодательные действия субъектов РФ и повышается эффективность региональных законов. М.з. для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке. Признаками таких М.з. являются: а) рекомендательный характер; б) нормативно-консолидирующая роль в законотворчестве; в) возможность законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия М.з. в своей законотворческой деятельности; г) их разработка в рамках ст. 72 Конституции РФ* для более строгого увязывания региональных законов с соответствующими федеральными законами; д) способность М.з. служить правовым стандартом законотворчества для субъектов РФ.

М.з. обычно разрабатываются юридическими научными учреждениями и группами специалистов. Затем они направляются соответствующим законодательным органам для рассмотрения и возможного принятия.

В документах Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ М.з. предусмотрен как вид ее актов. В протоколе консультативного совещания председателей парламентов государств - участников СНГ в 1992 г., в регламенте Межпарламентской Ассамблеи, в Положении о рекомендательных (модельных) законодательных актах Межпарламентской Ассамблеи установлено, что М.з. есть типовой законодательный акт, принимаемый Межпарламентской Ассамблеей в сфере общих интересов государств-участников, имеющий рекомендательный характер и направляемый парламентам государств-участников для использования в их законодательной деятельности. Такие М.з. имеют международный характер.

Возможны следующие виды М.з.: общие принципы, согласованные принципы, примерный закон (кодекс), основные положения. Модельные акты являются либо полнотекстовыми как готовый образец для соответствующего национального закона (напр., модельный гражданский кодекс), либо примерными вариантами национального закона (напр., М.з. о нормативных правовых актах), либо концентрированным выражением принципов законодательного регулирования (напр., М.з. «Согласованные принципы регулирования гражданства в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблеи»).

До 1999 г. Межпарламентская Ассамблея приняла более 60 модельных законодательных актов; она периодически готовит информационные  материалы об использовании М.з. в парламентах государств Содружества.