Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Суббота, 24 февраля 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Юридический словарь


Милиция

(от лат. militia - войско; англ. militia; фр. garde nationale) - 1) термин, применяющийся со времени создания в различных государствах постоянных армий для обозначения войск, формируемых только на время войны, вид народного ополчения. В России под этим названием в конце 1806 г. было сформировано «ополченное» (земское) войско в составе 612 тыс. человек (через год было распущено). Существовала также М. постоянная (кавказская), представлявшая собой войсковые части, формируемые населением некоторых наций и народностей на Кавказе и в Закаспийской области. К постоянной М. относились дагестанский конно-иррегулярный полк, терская, кубанская, дагестанская, карсская, батумская, туркменская (Закаспийской области) М., земская стража сухумского отдела. В некоторых странах М. называется народное ополчение специального назначения;

2) в РФ система гос-ных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции»** и др. федеральными законами. М. входит в систему МВД РФ.

Задачами М. являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, гос-ной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом РФ «О милиции». Иные задачи на М. могут быть возложены только этим же Законом.

М. в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их полномочий, а также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории РФ.

М. обязана защищать права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств. М. запрещается прибегать к пыткам, насилию, др. жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Ограничение граждан в их правах и свободах М. допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник М. во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

М. предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (при задержании несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.

М. не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. М. обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иные обязанности и права М. установлены ст. 10, 11 Закона РФ «О милиции». Применение М. физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регулируется правилами его разд. IV.

М. в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности М. подчиняется МВД РФ, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей М. в РФ. Руководство М. в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министром внутренних дел РФ по согласованию с органами гос-ной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Руководство М. в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Руководство М. на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от нее в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.

Финансирование М. осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание М. в пределах имеющихся в их распоряжении средств. Подразделения М. вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. Подразделения М. на железнодорожном, водном и воздушном транспорте финансируются за счет средств федерального бюджета. Подразделения М. в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств, поступающих на основе договоров.

Контроль за деятельностью М. в пределах полномочий, определяемых законодательством РФ, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ. При осуществлении контрольных функций органы гос-ной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Надзор за законностью деятельности М. осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.