ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБЗОР
от 20 августа 2009 г. № 50-26/13706
ОБЗОР РЕШЕНИЙ ДВТУ, ВЫНЕСЕННЫХ В ПОРЯДКЕ СТАТЬИ 412
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2009 ГОДА
1. С момента принятия таможенной декларации авансовые платежи, внесенные на счет таможенного органа предъявленным при таможенном оформлении платежным поручением, приобретают статус таможенных платежей, что влечет обязанность таможенного органа произвести зачет денежных средств в счет уплаты таможенных платежей. При этом, если внесенные данным платежным поручением денежные средства зачтены в счет уплаты таможенных платежей без остатка, предъявление декларантом этого же платежного поручения при подаче последующих таможенных деклараций не будет подтверждать уплату таможенных платежей ввиду невыполения условия, предусмотренного статьей 332 ТК России.
В мае 2008 года ООО "В" подало в таможенный пост ГТД, приобщив в качестве платежного документа, подтверждающего уплату таможенных платежей в размере 300000 руб., платежное поручение № 1 на сумму 300000 руб. В июне 2008 года ООО "В" подало четыре ГТД, также приобщив указанное платежное поручение для распоряжения внесенными им авансовыми платежами в счет уплаты таможенных платежей в сумме 300000 руб. Товары, оформленные по указанным ГТД, были выпущены в соответствии с заявленным таможенным режимом.
В августе 2008 года в ходе проверки достоверности документов и сведений после выпуска товаров таможня установила факт двойного распоряжения плательщиком денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей на счет таможенного органа платежным поручением № 1, в связи с чем в адрес ООО "В" было направлено требование об уплате таможенных платежей и пеней за несвоевременную их уплату в отношении товаров, задекларированных в мае 2008 года. Поскольку в установленный срок данное требование обществом не исполнено, таможня приняла решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке.
В ходе осуществления ведомственного контроля ДВТУ установлено следующее.
В соответствии с положениями, предусмотренными статьей 330 ТК России, авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Согласно статье 332 ТК России обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с учетом особенностей, установленных ТК России, в том числе с момента получения таможенным органом распоряжения плательщика о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В рассматриваемом случае ООО "В" путем подачи в мае 2008 года ГТД распорядилось денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей платежным поручением № 1, для уплаты таможенных платежей в сумме 300000 руб., что свидетельствовало об исполнении ООО "В" обязанности по уплате таможенных платежей за товар, оформленный по данной ГТД. Таким образом, с момента принятия таможенным постом таможенной декларации авансовые платежи приобрели статус таможенных платежей, что повлекло обязанность таможенного органа произвести зачет денежных средств в счет уплаты таможенных платежей. Учитывая, что обязанность по уплате таможенных платежей в отношении задекларированного в мае 2008 года товара была исполнена ООО "В", правовые основания для взыскания таможенных платежей и пеней за данный товар отсутствовали.
В свою очередь, предъявление ООО "В" при последующем декларировании товаров в июне 2008 года платежного поручения № 1 не подтверждало уплату таможенных платежей, поскольку внесенные им денежные средства уже были зачтены без остатка в счет уплаты таможенных платежей за товары, задекларированные в мае 2008 года. Таким образом, ввиду отсутствия на момент подачи ГТД в июне 2008 года денежных средств, внесенных на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей платежным поручением № 1, действия должностных лиц таможенного поста, выразившиеся в зачете указанных авансовых платежей, ДВТУ признаны неправомерными. При этом в целях устранения допущенных нарушений таможне поручено принять меры по взысканию сумм неуплаченных таможенных платежей за оформленные в июне 2008 года товары.
2. В случае, если транспортное средство ввезено в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации, единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов его таможенной стоимости не применяется.
На таможенную территорию Российской Федерации в адрес физического лица поступил катер, в целях таможенного оформления которого в таможенный орган представлено заявление. Таможенные платежи начислены таможенным постом с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанного транспортного средства. При проверке в порядке ведомственного контроля правильности начисления таможенных платежей ДВТУ установлено следующее.
Перемещение через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется главой 23 ТК России. При этом для целей применения данной главы ТК России под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования (примечание к статье 282 ТК России). В соответствии с положениями пункта 1 статьи 282 ТК России в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Во исполнение данных положений таможенного законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, согласно пункту 5 которого в отношении транспортных средств (за исключением транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8704, 8705, 8709 ТН ВЭД России, а также автомобилей) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что одним из условий применения положений главы 23 ТК России и, следовательно, единых ставок таможенных пошлин, налогов является следование физического лица через таможенную границу Российской Федерации (факт пересечения таможенной границы самим лицом, перемещающим данные транспортные средства), что имеет место только в случае перемещения транспортного средства в качестве сопровождаемого или несопровождаемого багажа. При несоблюдении указанного условия, то есть в случаях, когда транспортное средство ввозится в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации, единые ставки таможенных пошлин, налогов не применяются.
Учитывая, что в рассматриваемом случае физическое лицо, в адрес которого поступил катер, не следовало через таможенную границу Российской Федерации (пассажирская таможенная декларация на катер лицом не подавалась), применение таможенным постом в отношении данного транспортного средства единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов его таможенной стоимости признано ДВТУ неправомерным.
3. Расхождение заявленных декларантом при таможенном оформлении сведений о размере понесенных им расходов по доставке товаров до таможенной территории Российской Федерации со сведениями, указанными в представленных документах, свидетельствует о несоблюдении установленного пунктом 2 статьи 323 ТК России условия о достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости.
При проверке правомерности решения таможенного поста о принятии заявленной декларантом (ООО "П") таможенной стоимости товара ДВТУ установлено следующее.
Как следует из содержания внешнеторгового контракта, поставка товаров осуществлялась на условиях FOB, Циндао (Китай). Согласно международным правилам толкования Инкотермс 2000 данные условия поставки означают, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Таким образом, покупатель должен заключить за свой счет договор перевозки товара от согласованного порта отгрузки до порта выгрузки.
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости декларантом вместе с ГТД были представлены фрахтовые инвойсы, выставленные ООО "П" на оплату перевозки контейнеров из порта Циндао (Китай) до порта Владивосток (Россия) на сумму 1670 долларов США за каждый контейнер. В то же время по запросу таможни после выпуска товаров ООО "П" были представлены фрахтовые инвойсы на оплату этих же контейнеров, согласно которым величина стоимости фрахта составляет 1897 долларов США за каждый контейнер, что подтверждается также сведениями, содержащимися в заявлениях на перевод денежных средств за оказанную доставку товаров.
Вышеуказанное свидетельствует о наличии расхождений заявленных декларантом при таможенном оформлении сведений о размере понесенных им расходов по доставке товаров до таможенной территории Российской Федерации, являющихся в рассматриваемом случае компонентом структуры таможенной стоимости, со сведениями, содержащимися в представленных документах. При таких обстоятельствах декларантом не выполнено условие о том, что заявленная им таможенная стоимость должна основываться на достоверной и документально подтвержденной информации, что в силу пункта 5 статьи 323 ТК России является основанием для принятия решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода, в связи с чем решение таможенного поста о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров признано ДВТУ неправомерным.
4. Поскольку условие, установленное пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", должно соблюдаться при использовании любого метода таможенной оценки, определение таможенной стоимости резервным методом на основе недостоверной и документально неподтвержденной информации недопустимо.
Таможенная стоимость товара, ввезенного ООО "Д", определена им резервным методом на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При этом согласно графе 7 ДТС-2 в качестве основания невозможности использования основного метода декларантом указано на отсутствие документального подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости; также приведены основания отказа от иных методов определения таможенной стоимости. По результатам проведенного контроля таможенным постом принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости, при проверке правомерности которого ДВТУ установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) установлено, что в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в рамках резервного метода, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20 - 23 Закона. Однако допускается гибкость определения таможенной стоимости при их применении, но без нарушения общих принципов и положений Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона и пунктом 2 статьи 323 ТК России один из основных принципов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, общий для всех предусмотренных Законом методов, заключается в том, что таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Гибкость, выражающаяся в возможности использования недостоверной и документально неподтвержденной информации, Законом не предусмотрена. Следовательно, если декларантом при заявлении таможенной стоимости установлена документальная неподтвержденность сведений о стоимости сделки с ввозимыми товарами, препятствующая использованию основного метода, то использование этих же сведений в качестве основы при определении таможенной стоимости резервным методом является неправомерным.
Учитывая изложенное, решение таможенного поста о принятии таможенной стоимости, определенной декларантом резервным методом на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, признано ДВТУ неправомерным и отменено.
5. Изотермические контейнеры, которые используются для хранения и транспортировки пищевых продуктов, в товарную позицию 3923 ТН ВЭД России не включаются.
Декларантом ООО "Д" в отношении товара - пластмассовые контейнеры для хранения пищевых продуктов, в ГТД заявлен классификационный код 3923 10 000 0 ТН ВЭД России. ДВТУ, рассмотрев в порядке ведомственного контроля решение таможенного поста о подтверждении указанного кода товара, пришло к выводу о необходимости его отмены в связи со следующим.
В товарную позицию 3923 ТН ВЭД России согласно ее тексту включаются изделия из пластмасс, используемые для упаковки или транспортировки товаров. Таким образом, основным критерием отнесения изделий в товарную позицию 3923 ТН ВЭД России является предназначение этих изделий, а именно: упаковка товаров или их транспортировка. Функция хранения пищевых продуктов, не являющихся товарами, текстом данной товарной позиции не предусмотрена.
Из товаросопроводительных документов следует, что товар, задекларированный ООО "Д", представляет собой изделия из пластмасс для хранения и транспортировки пищевых продуктов во время пикников, рыбалки и загородного отдыха (корзины, коробки, контейнеры). Учитывая вышеизложенное, рассматриваемые товары не отвечают требованиям текста товарной позиции 3923 ТН ВЭД России и, соответственно, не могут в ней классифицироваться.
6. Классификация труб в установленных для них подсубпозициях товарной позиции 7304 ТН ВЭД России зависит от значения минимального предела текучести стали, который должен быть подтвержден сертификатом заводских испытаний.
ООО "П" в графе 31 ГТД заявлены следующие сведения о декларируемом товаре: трубы бурильные для нефтяных скважин, стальные, некоррозионностойкие, бесшовные, марка стали Х-95 (предел текучести 724 - 862 МПа); в графе 33 указан код товара в соответствии с ТН ВЭД России 7304 23 000 1. В подтверждение правильности выбранного кода ООО "П" представило таможенному органу сертификат завода-изготовителя, содержащий сведения о стандарте, в соответствии с которым произведены трубы (API Spec 5D), марке стали (Х-95) и пределах текучести труб (724 - 862 МПа). По результатам проведенного контроля таможенным постом принято решение о подтверждении заявленного декларантом классификационного кода товара, которое впоследствии ДВТУ признано не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в связи со следующим.
Для классификации труб бурильных из некоррозионностойкой стали в ТН ВЭД России предложены три равнозначные подсубпозиции:
- 7304 23 000 1 "из стали с минимальным пределом текучести 724 МПа и более",
- 7304 23 000 2 "предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород, из стали с минимальным пределом текучести 655 МПа и более, с резьбовыми замковыми соединениями",
- 7304 23 000 9 "прочие" (то есть имеющие характеристики, отличные от приведенных выше).
Таким образом, классификация стальных труб зависит от минимального предела текучести стали определенной марки (который в соответствии с Примечанием № 1 к ТН ВЭД России должен быть подтвержден сертификатом заводских испытаний), а не минимального фактического предела текучести трубы, установленного при испытании.
Как следует из представленного ООО "П" сертификата завода-изготовителя, декларируемый товар изготовлен в соответствии с требованиями стандарта API 5D (API Spec 5D), согласно которому стали марки Х-95 соответствует минимальный предел текучести 655 МПа. Такая же информация о пределах текучести стали марки Х-95 содержится в международном трансляторе-справочнике "Трубы нефтегазового сортамента". Однако в сертификате завода-изготовителя указан минимальный предел текучести рассматриваемых труб - 724 МПа, что не соответствует требованиям, предъявляемым стандартом API 5D (API Spec 5D) к пределам текучести стали марки Х-95, в связи с чем указанный сертификат не может быть использован в качестве подтверждения классификационного кода 7304 23 000 1 ТН ВЭД России.
При таких обстоятельствах трубы, изготовленные из стали марки Х-95, имеющие минимальный предел текучести ниже 724 МПа, не относятся к подсубпозиции 7304 23 000 1 ТН ВЭД России, поскольку их технические характеристики не соответствуют тексту данной подсубпозиции. В связи с изложенным решение таможенного поста о подтверждении заявленного декларантом классификационного кода признано ДВТУ неправомерным.
Заместитель начальника отдела рассмотрения
жалоб в сфере таможенного дела
правовой службы ДВТУ
Е.А.СЕМЕНОВА
---