Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Пятница, 14 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок отражения выбытия амортизируемого имущества в налоговом учете

Согласно законодательству РФ, выбытие амортизируемого имущества имеет место в следующих случаях:

  1. Реализация (продажа, мена)

В данном случае в налоговом учете необходимо отразить:

  • доход от реализации (п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РФ);
  • расходы в виде остаточной стоимости основных средств/нематериальных активов (п. 1.1 ст. 268 Налогового кодекса РФ);
  • расходы, связанные с реализацией, например, расходы по обслуживанию и транспортировке проданного имущества (п. 1.3 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

Необходимо отметить, что при расчете налога на прибыль убыток от реализации основных средств, которые не входят в состав амортизируемого имущества, можно учесть согласно подпункту 2 п. 1 и п. 2 ст. 268 Налогового кодекса РФ, тем самым уменьшив налогооблагаемую прибыль. Однако противоположной точки зрения придерживается Минфин (письмо Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/210), утверждая, что данный убыток экономически не обоснован, поэтому при расчете налога на прибыль его учесть нельзя. Организации придется самой принимать решение, списывать ли полученный убыток в уменьшение налогооблагаемой прибыли или нет.

В состав расходов при расчете налога на прибыль можно включить остаточную стоимость имущества, если одновременно выполняются два условия:

  • операция по передаче имущества признается реализацией;
  • имущество признается амортизируемым (п. 1.1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

2. Безвозмездная передача

При выбытии имущества в связи с его безвозмездной передачей в налоговом учете не отражаются ни списание его стоимости, ни расходы, связанные с передачей (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

3. Внесение в уставный капитал другой организации

У передающей стороны в результате этой операции не может возникнуть ни прибыли, ни убытка (п. 1.2 ст. 277 Налогового кодекса РФ): внеся вклад в уставный капитал, организация получит соответствующее число акций (долю) в капитале другой организации. Отметим, что стоимость полученных акций (доли) будет равна сумме остаточной стоимости имущества и расходов, которые передающая сторона признает при налогообложении в связи с внесением вклада в уставный капитал (п. 1 ст. 277 Налогового кодекса РФ). Расходы должны быть документально подтверждены, например, на транспортировку, хранение имущества и т. п.

Однако сам по себе взнос в уставный капитал другой организации расходом не является (п. 3 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Необходимо отметить, что в налоговом учете выбытие амортизируемого имущества при внесении вклада в имущество другой организации надлежит рассматривать как безвозмездную передачу (письмо Минфина России от 10 мая 2006 г. № 03-03-04/1/426), к внесению вклада в уставный капитал данная операция не приравнивается (п. 4 статьи 27 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

4. Списание в связи с моральным или физическим износом или ликвидацией в связи с аварией или другими чрезвычайными происшествиями.

В налоговом учете при ликвидации (прекращении эксплуатации и использования) основных средств и нематериальных активов необходимо отразить:

  • расходы на ликвидацию (демонтаж, вывоз разобранного имущества и т. п.);
  • суммы недоначисленной амортизации.

По объектам, по которым амортизация начислялась линейным методом, суммы недоначисленной амортизации можно включить в состав внереализационных расходов. Если по объекту имущества амортизация начислялась нелинейным методом, тогда объект амортизируемого имущества исключается из состава амортизационной группы без изменения ее суммарного баланса (пункт 1.8 статьи 265 Налогового кодекса РФ).

Если организация применяет метод начисления, расходы на ликвидацию и суммы недоначисленной амортизации учитываются в том периоде, в котором ликвидационной комиссией был подписан акт о выполнении работ по ликвидации основного средства. Если работы по ликвидации объекта не выполнялись, суммы недоначисленной амортизации признаются на дату оформления акта о списании основного средства (п. 7.3 статьи 272 Налогового кодекса РФ, письма Минфина от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/454, от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27).

Если организация применяет кассовый метод, расходы на ликвидацию отражаются по мере их оплаты при наличии акта о выполнении работ по ликвидации (п. 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ). Особый порядок списания недоначисленной амортизации для организаций, которые применяют кассовый метод, налоговым законодательством не установлен, поэтому эти суммы следует относить на расходы так же, как и при методе начисления, то есть на дату оформления акта о списании основного средства.

5. Списание в связи с недостачей или хищением.

В данном случае остаточную стоимость основного средства можно включить в состав внереализационных расходов при условии, что виновники недостачи или хищения не установлены (п. 2.5 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Документальным подтверждением расходов будут:

  • акт инвентаризации (п. 2 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ);
  • документы, подтверждающие факт отсутствия виновных лиц.

6. Передача при реорганизации.

Скачать Порядок отражения выбытия амортизируемого имущества в налоговом учете