Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 11 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-511-75-96

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок учета расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль

При расчете налога на прибыль налоговую базу можно уменьшить за счет учета расходов на оплату труда, полный перечень которых приведен в ст. 255 Налогового кодекса РФ. Этот перечень является открытым, т.е. к ним можно отнести и другие расходы, прямо не прописанные в ст. 255 Налогового кодекса РФ, но соответствующие одновременно следующим условиям:

  • быть предусмотренными нормами российского законодательства (действующими нормами законодательства бывшего СССР), трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (абз. 1 ст. 255 Налогового кодекса РФ, ст. 423 Трудового Кодекса РФ, письма Минфина России от 18 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/20, от 21 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/122, ФНС России от 23 сентября 2005 г. № 02-1-08/195 и от 31 октября 2005 г. № ММ-8-02/326);
  • соответствовать критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (затраты экономически обоснованными, документально подтвержденными, направленными на получение дохода).

Расходы на оплату труда:

  • выплаты по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам (сотрудникам, состоящим в штате организации, не состоящим в штате, и т. д.);
  • стимулирующие и поощрительные выплаты и надбавки (премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и т. д.);
  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда (надбавки за сверхурочные работы, компенсации за неиспользованный отпуск и т. д.);
  • расходы, связанные с содержанием сотрудников (стоимость бесплатно предоставляемого жилья, питания, спецодежды по требованиям законодательства и т. д.);
  • возмещение затрат по уплате процентов по кредитам и займам на приобретение жилья;
  • взносы на софинансирование накопительной части трудовой пенсии;
  • отчисления в резервы на предстоящую оплату отпусков и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в соответствии со ст. 324.1 Налогового кодекса РФ.

К расходам на оплату труда можно отнести:

Затраты на обязательное и добровольное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) сотрудников при условии выполнения п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ:

  • договор страхования заключен с российской страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию;
  • договор страхования заключен на срок не менее пяти лет;
  • в течение этих пяти лет договор страхования не предусматривает никаких страховых выплат в пользу сотрудников (в т. ч. в виде рент и аннуитетов). Исключение составляют только выплаты в случае смерти сотрудника и (или) причинения вреда его здоровью.

Нормируемые расходы на оплату труда:

Некоторые расходы учитываются в налоговой базе в пределах норм, к ним относят:

  • расходы на негосударственное пенсионное обеспечение (абз. 4 п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ);
  • расходы на добровольное страхование сотрудников (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ);
  • расходы на личное страхование сотрудников (на случай смерти и (или) причинения вреда здоровью) (абз. 6 п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ);
  • расходы на возмещение процентов, уплаченных сотрудниками по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилья (п. 24.1 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

В состав расходов на оплату труда включаются выплаты сотрудникам как в денежной, так и в натуральной форме.

Расходы на приобретение (изготовление) имущества, переданного в счет оплаты труда, тоже уменьшают налогооблагаемую прибыль. В зависимости от вида переданного имущества и применяемой учетной политики при оценке таких расходов следует руководствоваться положениями ст. 318, ст. 319 и ст. 320 Налогового кодекса РФ.

К расходам на оплату труда нельзя отнести выплаты сотрудникам, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса РФ. Они не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли ни при каких условиях, к ним относят:

  • вознаграждения, помимо тех, которые выплачены по трудовым (коллективным) договорам (п. 21 ст. 270 Налогового кодекса РФ);
  • премии, выданные сотрудникам за счет средств специального назначения (нераспределенной прибыли) или целевых поступлений (п. 22 ст. 270 Налогового кодекса РФ);
  • материальная помощь - кроме материальной помощи, оказанной для погашения первоначальных взносов на приобретение (строительство) жилья, кредитов, предоставленных на приобретение (строительство) жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности (п. 23 ст. 270 Налогового кодекса РФ);
  • отпускные за дополнительно предоставленный отдых по коллективному договору - сверх предусмотренного законодательством (п. 24 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Скачать Порядок учета расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль