Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Понедельник, 17 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок сверки расчетов с налоговой инспекцией

Порядок проведения сверки по налогам (сборам, взносам), пеням и штрафам установлен п. 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Сверка проводится с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете. В обязательном порядке сверка проводится в следующих случаях:

  • если организация или предприниматель прекращает свою деятельность {ликвидируется) или проводит процедуру реорганизации;
  • если организация или предприниматель снимаются с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • если об этом просит сам налогоплательщик;
  • если инспекция проводит ежеквартальную сверку расчетов с крупнейшими налогоплательщиками;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Сверка может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, взносов), пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Если есть необходимость сверить налоговые платежи за отчетный (налоговый) период, следует обратиться в налоговую инспекцию с заявлением. В этом случае налоговая инспекция обязана провести сверку (п. 1.11 ст. 32 Налогового кодекса РФ).

Чтобы произвести сверку, бухгалтер должен составить реестр начисленных и перечисленных сумм налогов. Реестр оформляется по каждому налогу, который уплачивает организация. В одну графу заносятся начисленные суммы, в другую - уплаченные. Кроме того, по уплаченным суммам в отдельной графе указываются номер и дата платежного поручения, которым уплачен налог. Этот реестр подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью организации. Рекомендуется составить реестр в двух экземплярах: один сдается в налоговую инспекцию, второй остается у организации.

Форма акта утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494. Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. Первый раздел предназначен для краткой сверки, а второй раздел - для более подробной.

В акте должны быть отражены следующие данные:

  • вид налога, сбора, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование (далее - налог);
  • код бюджетной классификации (КБК), код по ОКАТО;
  • сальдо расчетов по налогу, пени, налоговым санкциям и процентам за пользование бюджетными средствами по состоянию на дату сверки;
  • сальдо расчетов по налогу (в составе задолженности выделяются суммы как с учетом, так и без учета переплаты, отсроченных (рассроченных) платежей, приостановленных к взысканию платежей и реструктурированной задолженности);
  • сальдо расчетов по пени (в составе задолженности выделяются суммы как с учетом, так и без учета переплаты, отсроченных (рассроченных) платежей, приостановленных к взысканию платежей и реструктурированной задолженности);
  • сальдо расчетов по налоговым санкциям (в составе задолженности выделяются суммы как с учетом, так и без учета переплаты, отсроченных (рассроченных) платежей, приостановленных к взысканию платежей и реструктурированной задолженности);
  • сальдо расчетов по процентам за пользование бюджетными средствами (задолженность - , переплата + );
  • денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов;
  • остаток невозмещенных (в том числе в порядке зачета) сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 0%, подтвержденного налоговым органом или признанного судом;
  • информация об имеющихся у налогоплательщика невыясненных платежах.

Суммы задолженности и переплаты по налогам, пени и штрафам указываются отдельно по каждому КБК.

По данным лицевого счета организации представитель налоговой инспекции заполняет первый раздел акта сверки (п. 3.1.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). В нем будут отражены только сальдо расчетов по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода.

Если расхождений с данными организации нет, срок проведения сверки и оформления акта не должен превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются дни на доставку акта по почте. Представители организации и инспекции подписывают акт сверки. Такие правила установлены в п. 3.1.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Если показатели расходятся, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). В этом случае инспектор заполняет второй раздел акта сверки (приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). После уточнения данных заполняется первый раздел акта сверки с учетом изменений на текущую дату. Такие правила установлены в п. 3.1.4 и п. 3.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Первый экземпляр акта сверки (первый раздел) вручается организации, второй с подписью представителя организации остается в налоговой инспекции. Акт сверки (первый раздел) может быть отправлен по почте. В этом случае к нему прилагается уведомление, из которого следует, что организация должна отправить подписанный акт в инспекцию. Такие правила изложены в п. 3.1.3, п. 3.1.7, п. 3.1.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Если организация не согласна с данными налоговой инспекции, она может не подписывать акт сверки. Обязанность организации подписывать этот документ в Налоговом кодексе РФ не закреплена, и никакой ответственности за это не предусмотрено.

Порядок проведения сверки в каждом случае, приведенном в п. 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, имеет свои особенности.

При выявлении расхождений и после исправления ошибок в инспекции составляется акт сверки (первый раздел) в трех экземплярах с учетом изменений на текущую дату (п. 3.3.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

Если представитель организации не явился в срок, указанный в уведомлении, то представитель инспекции подписывает акт в одностороннем порядке (п. 3.3.2 и 3.3.7 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). Этот акт сверки по почте направляется организации, а также в налоговую инспекцию по новому месту учета организации (п. 3.3.7 и п. 3.3.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

Налоговая инспекция обязана по заявлению организации провести сверку налогов (сборов, взносов), пеней, штрафов (п. 1.11 ст. 32 Налогового кодекса РФ). Заявление о проведении сверки можно принести в инспекцию лично или прислать по почте. В первом случае на втором экземпляре заявления инспектор проставит отметку о принятии. Об этом сказано в п. 3.4.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Заявление составляется в произвольной форме. В нем следует указать:

  • наименование организации {желательно также ИНН и КПП);
  • виды налогов, расчеты по которым следует проверить;
  • контактный телефон.

Для того, чтобы инспектор мог составить этот акт, налогоплательщик (как правило, бухгалтер организации) должен представить в инспекцию все документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. К ним относятся:

  • налоговые декларации (в том числе уточненные);
  • решения, принятые по актам выездных и камеральных проверок;
  • платежные документы;
  • инкассовые поручения и т.д.

В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должен быть составлен акт сверки (первый раздел). На нем расписываются представители организации и налоговой инспекции. Если обнаружена ошибка, возникшая по вине организации, об этом инспекторы сообщают в уведомлении. Такие правила установлены п. 3.4.3-3.4.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Скачать Порядок сверки расчетов с налоговой инспекцией