Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство


Порядок оценки выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в налоговом учете

Налоговый учет определяет, что выручка от реализации равна сумме всех поступлений как в денежной, так и натуральной форме за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права) (п. 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ).

Выручка от реализации рассчитывается исходя из стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), передаваемых покупателю, под этой стоимостью понимается цена, которая определена сторонами сделки (п. 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ). Напоминаем, что для целей налогообложения она должна соответствовать уровню рыночных цен (п. 4 статьи 274, п. 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ).

  • Учет скидок и надбавок при определении рыночной цены

Определяя рыночную цену при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), надлежит учесть скидки или надбавки к цене. Согласно абз. 2 п. 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ, учитывают скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Если цена реализации отличается от рыночной в связи с предоставлением таких скидок, пересчитывать налоговую базу не нужно.

  • Учет налогов при оценке выручки от реализации

В налоговом учете в выручку от реализации не включаются НДС и акцизы, предъявленные покупателю (п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ).

Все остальные косвенные налоги необходимо включать в состав доходов при расчете налога на прибыль, в том числе налоги, которые российская организация обязана уплачивать на территории иностранных государств (письма ФНС России от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171, от 18 октября 2005 г. № 03-4-03/1800/31, Минфина России от 12 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/250).

  • Налоговые проверки

Налоговая инспекция при проверке организации вправе пересчитать налог на прибыль, начислить пени и штраф, если цена реализации, включенная в налоговую базу, отличается от рыночной более чем на 20 процентов (п. 2.4 и п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ).

Правильность применения цен реализации налоговые органы могут проверять только по следующим видам операций (п. 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ):

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • товарообменные (бартерные) операции;
  • внешнеторговые операции;
  • сделки, уровень цен которых отличается (в сторону повышения или понижения) на 20 процентов от уровня цен, которые организация применяла при продаже идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в течение непродолжительного периода времени.

Следует отметить, что в настоящее время налоговая инспекция может проверять и цену реализации имущественных прав на соответствие рыночным ценам (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98)

В любом случае, организация может не ждать налоговой проверки и самостоятельно рассчитать рыночную цену, сравнив ее с ценой реализации по сделке. Если рыночная цена отличается от цены реализации на 20 процентов, при расчете налога на прибыль целесообразно рассчитать выручку исходя из рыночных цен.

Организация может продать товары дешевле их покупной стоимости и учесть убыток от их реализации при расчете налога на прибыль, если:

  • цена товара будет отклоняться от рыночной не более 20 процентов;
  • цена товара может отклоняться от рыночной более 20 процентов для операций, не входящих в перечень п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ;
  • организация докажет, что уменьшение цены - это скидка, обоснованная маркетинговой политикой организации (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ).
---

Скачать Порядок оценки выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в налоговом учете