Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Суббота, 15 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок оформления временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника другим сотрудником (временное замещение)

Порядок оформления временно исполняющего обязанности отсутствующего сотрудника другим лицом будет определяться должностью, которая требует замещения.

Замена сотрудника может быть осуществлена в следующих случаях: работник использует ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, в период его временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, в других случаях, когда за временно отсутствующим работником в соответствии с законом сохраняется место работы.

Для замещения временно отсутствующего работника на практике раньше применялся временный перевод на другую работу в связи с производственной необходимостью. Ранее в соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель был вправе по своей инициативе перевести работника в той же организации на другую работу, не обусловленную трудовым договором.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ в 2006 г., предусматривают возможность применения временного перевода, как в случае производственной необходимости, так и в ситуациях, не связанных с ней.

При временном отсутствии специалиста выполнение его должностных обязанностей может быть поручено либо служащему этой же категории — специалисту, либо служащему другой категории — техническому исполнителю или руководителю структурного подразделения.

Схемы замещения, как правило, на практике описываются в должностных инструкциях специалистов и технических исполнителей. Так, например, в должностной инструкции старшего бухгалтера может быть указано, что во время его отсутствия его обязанности выполняет младший бухгалтер, и наоборот - что старший бухгалтер во время отсутствия младшего бухгалтера выполняет обязанности последнего.


Пример

Необходимо ли во всех приказах о замещении указывать, что работник назначается исполняющим обязанности ?

Потребовать предоставления приказа, в котором прямо указано, что работник назначается исполняющим обязанности на время отсутствия руководителя организации (главного бухгалтера) могут сотрудники контрольно-надзорных органов и контрагенты.

На практике отделы кадров при выпуске приказов по самым важным позициям отдельной строкой записывают, что работник является исполняющим обязанности по должности временно отсутствующего работника, а иногда и просто записывают распоряжение: назначить исполняющим обязанности по такой-то должности .

Порядок оформления замены временно отсутствующего работника зависит от способа замены.


Пример

Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда, составляет 15 000 рублей.

В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками (должностной оклад в месяц — 10 000 рублей) работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в размере 60 процентов от должностного оклада.

Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 21 000 рублей, в том числе:

  • должностной оклад — 15 000 рублей;
  • доплата за замещение — 6 000 рублей (10 000 рублей x 60%).

Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника оплачена из средств социального страхования, а именно начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ, в связи с чем введение доплаты за замещение не потребует от работодателя дополнительных расходов по оплате труда.

Если же бухгалтер по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен в длительную служебную командировку с сохранением за ним среднего заработка, то введение доплаты за замещение потребует от работодателя дополнительных расходов в сумме 6 000 рублей за полностью отработанный месяц.

Временное исполнение обязанностей руководителя организации подробно рассмотрено в разделе Порядок оформления временного исполнения обязанностей генерального директора другим сотрудником .

Чаще всего на практике временное исполнение обязанностей генерального директора возлагается на его заместителя. Но в случаях, если у генерального директора нет заместителя, эти обязанности возлагаются на другого сотрудника.

Порядок оформления временного исполнения обязанностей руководителя другим сотрудником осуществляется следующим образом и имеет ряд особенностей:

  • руководитель организации должен издать приказ о временном возложении своих обязанностей на конкретного сотрудника (п. 1 Порядка, утвержденного разъяснением от 29 декабря 1965 г. Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39);
  • в приказе необходимо указать полномочия и обязанности сотрудника, замещающего руководителя (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, п. 6 ст. 169 НК РФ).

Пример

Требуется ли оформление дополнительных документов, если в должностной инструкции специалиста есть пункт о том, что он замещает руководителя во время его отсутствия?

В ситуации, если должностная инструкция специалиста содержит пункт о том, что он замещает руководителя во время отсутствия последнего, требуется издать отдельный приказ о временном исполнении обязанностей руководителя.

В каждой конкретной ситуации отсутствия руководителя необходимо рассматривать и принимать индивидуальное решение о заместительстве. Порядок действий должен быть следующим:

  1. необходимо решить, требуется ли на время отсутствия руководителя вводить заместительство;
  2. необходимо зафиксировать факт отсутствия руководителя и возложить его обязанности на другого сотрудника;
  3. следует определить полномочия должностного лица и установить их срок;
  4. решить вопросы оплаты за время замещения.

Данный порядок подтверждается выводами из разъяснения от 29 декабря 1965 г. Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39.

Для того, чтобы в организации не возникало спорных моментов, связанных с замещением руководителя, порядок временного замещения можно прописать в уставе организации (п. 2 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 11 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Если устав организации не предусматривает возможности передачи полномочий в отсутствие руководителя, то необходимо оформить доверенность, где следует указать перечень полномочий и обязанностей лица, заменяющего руководителя. Доверенность регулирует внешние отношения организации с контрагентами.

Доверенность от имени организации должен подписать ее руководитель (или иное лицо, уполномоченное на это учредительными документами) с приложением печати этой организации, что следует из п. 5 ст. 185 ГК РФ. Установлен максимальный срок ее действия, который может быть указан в доверенности, не более трех лет. Если срок в доверенности не прописан, она будет действительна лишь в течение одного года с момента ее выдачи (п.1. ст. 186 ГК РФ).

Доверитель имеет право в любое время отменить доверенность, как и сотрудник, которому она выдана, вправе в любое время от нее отказаться (ст. 188 ГК РФ).

Скачать Порядок оформления временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника другим сотрудником (временное замещение)