Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Суббота, 15 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок формирование резерва по сомнительным долгам

Резерв создается в бухучете для покрытия возможных убытков по сомнительным долгам.

Резерв по сомнительным долгам имеет оценочное значение, поэтому его создание, а также увеличение и уменьшение обязательно отражаются в бухучете в составе доходов и расходов (п. 4 ПБУ 21/2008 ). Дебиторская задолженность отражается за вычетом резерва по сомнительным долгам (п. 35 ПБУ 4/99 ). Это, в свою очередь, делает информацию о деятельности и имуществе организации достоверной.

Создание резерва по сомнительным долгам - это важная составляющая ведения бухучета, своего рода мера предосторожности. Отсутствие такого резерва влечет за собой нарушение принципа осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008 ). Если сомнительная дебиторская задолженность присутствует, а организация не образует резерв, то величина реальной задолженности заказчиков искажается.

Поскольку не существует единой нормы (законодательно урегулированной), иначе говоря - порядка формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете, организация вправе самостоятельно его выработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета.

Порядок формирование резерва по сомнительным долгам (п. 70 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности) следующий:

  1. проведение инвентаризации дебиторской задолженности;
  2. определение задолженности покупателей и заказчиков, не погашенной в договорные сроки и не обеспеченной необходимыми гарантиями.
  3. определение по сомнительному долгу суммы, на которую требуется создать резерв, с учетом финансового состояния и платежеспособности должника.

Поскольку в законодательстве не прописан порядок действий при выполнении третьего пункта, у организации могут возникнуть трудности при попытке оценить платежеспособность должника. Поэтому организации рекомендуется:

  • собрать всю доступную информацию о деятельности и имуществе должника (например, выписку из ЕГРЮЛ, бухгалтерскую отчетность, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках);
  • по получении всех справок принять решение о величине резерва или о списании задолженности, нереальной для взыскания;
  • в учетной политике для целей бухучета отметить признаки, определяющие неплатежеспособность дебиторов. При наличии подобных признаков организация включает эту задолженность в резерв по сомнительным долгам (п. 6, п. 7 ПБУ 1/2008).

При формировании резерва сомнительных долгов бухгалтер вправе использовать порядок, установленный налоговым законодательством (ст. 266 НК РФ ). Такой подход позволяет:

  • точно определить сумму резерва;
  • избежать субъективных оценок вероятности погашения долга;
  • в некоторых случаях - избежать образования разниц, предусмотренных ПБУ 18/02.

Разниц не удается избежать, например, если:

  • Организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, и в налоговом учете не образуется резерв по сомнительным долгам. В такой ситуации потребуется начислять постоянные налоговые обязательства с суммы отчислений в резерв (п. 7 ПБУ 18/02 ).

Временные разницы формируются в случае:

  • создания резерва в бухучете, но его отсутствия при этом в налоговом (при методе начисления);
  • создания в бухучете резерва по сомнительным долгам в размере, превышающем нормативы налогового учета (10% от выручки отчетного периода).

Периодичность отчислений в резерв:

  • В законодательстве не прописано, с какой периодичностью необходимо делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете. Поскольку отчисления являются изменением оценочного значения, которое, в свою очередь, отражается в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором произошло, то и отчисления в резерв следует отражать с той периодичностью, с которой формируется бухгалтерская отчетность: либо ежеквартально, либо ежемесячно (ст. 14 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).
  • В случае формирования резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учете отчисления рекомендуется производить с периодичностью, применяемой для отчета по налогу на прибыль.

В бухучете нельзя формировать резерв по сомнительным долгам с учетом просроченной задолженности по выданным авансам. Это связано с тем, что при формировании резерва учитывается лишь дебиторская задолженность за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), обязательства по погашению которой не обеспечены (отсутствие залога, задатка, банковской гарантии и т. д.). Следовательно, задолженность по предоплате не является поводом для создания резерва по сомнительным долгам.

Учет отчислений в резерв по сомнительным долгам следует вести в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 ).

Для учета операций, связанных с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, используют счет 63 Резервы по сомнительным долгам .

Следующей проводкой в бухучете отражают отчисления в резерв:

  • Дебет 91-2 Кредит 63 - создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Если покупатель погасил свою задолженность, по которой уже был создан резерв, организация должна восстановить ту часть резерва, по которой задолженность ликвидирована, и отразить погашение следующими проводками:

  • Дебет 51 (50) Кредит 62 - погашена задолженность покупателя (заказчика);
  • Дебет 63 Кредит 91-1 - восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Бухучет активов и хозяйственных операций в России производится в рублях. Поэтому, если задолженность покупателя выражена в иностранной валюте, сумма резерва определяется по курсу на дату создания резерва в рублях.

Скачать Порядок формирование резерва по сомнительным долгам