Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство


Порядок отражения в бухучете и при налогообложении получения претензии

В случае нарушения организацией обязательств, прописанных в договоре или нормами законодательства, контрагент может предъявить ей претензию (ст. 309 Гражданского кодекса РФ , ч. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 136 ГПК РФ ).

Претензия, оформленная письменно в произвольном виде, должна включать в себя:

  1. четко прописанные обязанности, не выполненные организацией, нарушения договора с его стороны;
  2. предложение по поводу решения возникшей проблемы.

Во избежание возможных проблем перед предъявлением претензии контрагент обязан поставить организацию в известность о том, что ею нарушено условие договора (ст. 483 Гражданского кодекса РФ ). Уведомление производится в срок, предусмотренный законом или договором, или в разумный срок после обнаружения нарушения (ст. 483 Гражданского кодекса РФ ).

По законодательству обращению в суд с исковым заявлением должно предшествовать предъявление претензии (ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 136 Гражданского процессуального кодекса РФ ).

Срок рассмотрения организацией претензии устанавливается (ст. 309 Гражданского кодекса РФ ):

  • законодательством (п. 5 ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ);
  • договором;
  • внутренним распорядком или обычаями делового оборота.

Однако ни в законодательстве, ни в судебном праве не прописаны какие-либо санкции за нарушение этого срока (ст. 12 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ или ст. 37 Закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ). Какие-либо санкции за нарушение срока могут быть предусмотрены лишь договором (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ ).

Возможные требования, предъявленные в претензии:

  • оплата санкции за нарушение условий договора (ст. 329 Гражданского кодекса РФ );
  • возмещение убытков (ст. 393 Гражданского кодекса РФ );
  • возврат оплаченного, но не отработанного аванса (п. 5 ст. 453 Гражданского кодекса РФ );
  • возврат или замена продукции/товара (ст. 475 Гражданского кодекса РФ );
  • устранение дефектов (п. 1 ст. 723 Гражданского кодекса РФ );
  • уценка объекта договора (п. 1 ст. 475 Гражданского кодекса РФ ).

Возможные действия организации после получения претензии (ст. 401 Гражданского кодекса РФ ):

  • признание претензии;
  • отказ от признания претензии;
  • продолжение деловой переписки.

Непризнание претензии не приводит к каким-либо записям в бухучете (ст. 1 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ) и не влияет на налогообложение (гл. 25, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ), поскольку при этом не возникает обязательств и расчетов.

Если организация склонна признать претензию, следует отразить ее как условное обязательство, можно создать резервы для предстоящих расходов (ПБУ 8/01).

Расчеты по признанным претензиям ведутся на счете 76 субсчете 2 Расчеты по претензиям (Инструкция к плану счетов).

Если нарушителем обязательств оказывается иное лицо (другая организация, сотрудник организации и т. д.), организация вправе:

  • повторно выставить претензию другой организации или предпринимателю;
  • удовлетворить претензию и удержать ущерб с виновного сотрудника организации (ст. 309 и ст. 402 Гражданского кодекса РФ, ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ , ст. 136 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 232 ТК РФ ).

Возможные санкции за нарушение договора (ст. 329 и ст. 395 Гражданского кодекса РФ):

  • неустойка (штрафы, пени);
  • проценты за задержку уплаты
  • возмещение убытков, упущенной выгоды (ст. 15 Гражданского кодекса РФ ) и т. д.

Порядок отражения в бухучете и при налогообложении признанных неустоек и убытков см. в разделе Порядок выплаты и отражения в бухучете и при налогообложении санкций за нарушение договора, предъявленных контрагентом .

Пострадавшая сторона может потребовать возврата аванса (ст. 453 Гражданского кодекса РФ ).

В тот день, когда организация признает претензию, поступившую от контрагента, задолженность перед партнером отражается записью:

  • Дебет 62 (76) Кредит 76-2 - отражена задолженность перед контрагентом в сумме аванса, подлежащего возврату (на основании соглашения сторон).

Если используется общий режим налогообложения, то при расчете налога на прибыль методом начисления сумма полученного или возвращенного аванса не учитывается в налоговой базе (п. 1.1 ст. 251 и п. 49 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Если налог рассчитывается кассовым методом, то возвращенный увеличит расходы, полученный - доходы организации (п. 2 и п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Начисленная и уплаченная сумма НДС может быть принята к вычету после расторжения договора и возврата аванса (п. 5 ст. 171 Налогового кодекса РФ ). В бухучете при этом делается следующая проводка:

  • Дебет 68 субсчет Расчеты по НДС Кредит 76 субсчет Расчеты по НДС с авансов полученных - принят к вычету НДС, ранее уплаченный с возвращенного аванса.

При расчете ЕНВД возврат аванса не повлияет на расчет суммы налога (ст. 346.29 Налогового кодекса РФ ).

Если организация соглашается заменить или принять обратно товар, то в бухучете и налогообложении претензия с такими требованиями может быть признана лишь после возврата товара (ст. 1 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и гл. 25, гл. 26.2 и гл. 26.3 Налогового кодекса РФ).

Если производится замена, то в бухучете и налогообложении это отражается двумя операциями: возвратом одних товаров и реализацией других.

Если от организации требуется исправить брак, то она может:

  • передать товар для исправления поставщику/изготовителю (повторно выставить претензию);
  • исправить брак собственными силами;
  • исправить брак с привлечением сервисных центров.

В случае, если контрагент потребует уценки товара, ее следует отразить в бухучете и при налогообложении как предоставление скидки.

---

Скачать Порядок отражения в бухучете и при налогообложении получения претензии