Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство


Порядок использования резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)

Согласно правилам бухгалтерского учета, организация, создающая резерв на гарантийный ремонт, должна списывать фактические расходы только за счет этого источника (абз. 1 п. 11 ПБУ 8/01 ).

Затраты на гарантийный ремонт отражает проводка:

  • Дебет 96 субсчет Резерв на гарантийный ремонт Кредит 10 (70, 68, 69, 60...) - списаны затраты на гарантийный ремонт за счет созданного резерва.

Организация вправе использовать резерв только в пределах зарезервированных сумм. В течение года сумма фактических расходов может превысить размер созданного резерва. Здесь необходимо отразить разницу в составе расходов будущих периодов на одноименном счете 97. Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 97 Кредит 10 (70, 68, 69, 60...) - отражена сумма затрат на гарантийный ремонт в части, превышающей размер созданного резерва.

В будущем при начислении резерва следует списывать эти затраты в дебет счета 96:

  • Дебет 96 субсчет Резерв на гарантийный ремонт Кредит 97 - списаны расходы на гарантийный ремонт за счет созданного резерва.

В конце каждого года следует провести инвентаризацию резерва на гарантийное обслуживание, созданного в бухгалтерском учете. В ходе инвентаризации необходимо проверить правильность и обоснованность создания резервов, а также сравнить фактическую сумму расходов с фактической суммой отчислений в резерв. В итоге может быть:

  • увеличена сумма резерва за счет расходов по обычным видам деятельности;
  • уменьшена сумма резерва с отнесением разницы на прочие доходы;
  • сохранена сумма резерва без изменений;
  • полностью включена сумма резерва в состав прочих доходов.

Порядок следует из положений п.10 ПБУ 8/01 .

В случае, когда по итогам инвентаризации сумма фактических затрат на гарантийное обслуживание окажется больше суммы начисленного резерва, разницу следует отнести на увеличение тех расходов, за счет которых создавался резерв (п. 11 ПБУ 8/01 ). Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 20 (23, 44) Кредит 96 субсчет Резерв на гарантийный ремонт - увеличен резерв на гарантийный ремонт на сумму превышения фактических расходов над величиной созданного резерва.

В случае, когда затраты на гарантийный ремонт, учтенные на счете 97, произведены сверх суммы начисленного резерва, их следует списать за счет доначисленного резерва. Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 96 субсчет Резерв на гарантийный ремонт Кредит 97 - списаны затраты на гарантийный ремонт в части, превышающей сумму первоначально начисленного резерва.

В результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря на счете 96 должны отражаться лишь фактические обязательства организации по гарантийному обслуживанию. Излишне начисленную сумму резерва следует скорректировать, а разницу отнести на прочие доходы организации (п. 11 ПБУ 8/01 ). Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 96 субсчет Резерв на гарантийный ремонт Кредит 91-1 - отнесена на прочие доходы сумма излишне начисленного резерва.

В случае, если организация намерена создавать резерв в следующем году, остаток неиспользованного резерва следует перенести на следующий год. Если же переносить остаток резерва не имеет смысла, тогда следует всю сумму резерва включить в состав прочих доходов. Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 96 субсчет Резерв на гарантийный ремонт Кредит 91-1 - отнесена на прочие доходы сумма неиспользованного резерва.

Порядок учета использования резерва на гарантийный ремонт при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

Организация применяет общую систему налогообложения

Согласно правилам, списывать фактические расходы по гарантийному обслуживанию вправе организации, применяющие метод начисления.

Организация применяет УСН

При расчете единого налога организации, применяющие упрощенную систему, не могут учитывать расходы на создание резерва на гарантийное обслуживание (ст. 346.16 НК РФ ).

Для организации, выплачивающей единый налог с разницы между доходами и расходами, фактические затраты на ремонт уменьшают налоговую базу на общих основаниях (п. 1.25 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Организация применяет ЕНВД

Объектом налогообложения организаций, применяющих ЕНВД, является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ ), поэтому создание и использование резерва на гарантийный ремонт на расчет единого налога не повлияет.

Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД

В данном случае списывать затраты на гарантийный ремонт надлежит в пределах созданного резерва. Расходы на его создание следует учитывать при расчете налога на прибыль. Списывать можно только ту долю расходов на гарантийное обслуживание, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения. Величину расходов на гарантийный ремонт, которые можно списать за счет резерва, созданного в налоговом учете, следует определять пропорционально доле доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения в общем объеме доходов (п. 9 ст. 274 НК РФ ).

---

Скачать Порядок использования резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)