Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 11 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-511-75-96

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок оформления поступивших товаров

Порядок оформления поступивших товаров зависит от того, где они были получены — на складе организации-покупателя или в другом месте, предусмотренным по договору.

Когда организация получает товары на складе поставщика и самостоятельно организует их доставку, организация должна выдать своему уполномоченному лицу доверенность (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).

Доверенность на получение товаров существует в двух формах.

  1. № М-2 — используют организации, выдающие относительно немного доверенностей;
  2. № М-2а — используют в случае, когда получение доверенностей носит массовый характер.

В доверенности должны быть заполнены все реквизиты, включая образец подписи сотрудника, на имя которого она выдана. Доверенности обычно выдают на срок не более 15 дней. Если товары поступают в плановом порядке, доверенность может быть выдана на месяц.

Порядок установлен разделом 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Товар, передаваемый покупателю, обязательно сопровождается документами. Это могут быть накладные, товарно-транспортные накладные, иные документы, подтверждающие количество и качество полученных товаров.

Согласно правилам из письма Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, если приемка производится не на складе организации-получателя, а у поставщика или в другом месте, тогда товар допускается принимать по количеству мест, весу и количеству единиц, указанных на упаковке. Когда приемка производится без осмотра каждой единицы товара, об этом следует сделать отметку на товаросопроводительном документе.

Как правило, передача товара от поставщика покупателю оформляется товарной накладной по форме №ТОРГ-12. Дополнительно к грузу могут быть оформлены:

  • товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (если доставка товара осуществляется автомобильным транспортом);
  • железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О (если товар доставляется автомобильным транспортом);
  • коносамент;
  • накладная на перевозку воздушным транспортом.

Для того, чтобы отразить в бухгалтерском учете получение товара, организация обязана использовать унифицированные документы (п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Товарно-транспортная накладная и товарная накладная — документы, дополняющие друг друга. В товарной накладной отражаются номера транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная содержит не все реквизиты, касающиеся продажи товаров, указанные в товарной накладной. Организация-покупатель вправе принять товары на основании только товарно-транспортной накладной, но лучше такое поступление оформить двумя документами: товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и товарной накладной по форме №ТОРГ-12. Такое оформление отгрузки обезопасит покупателя от возможных налоговых претензий.

Поступление товаров в качестве вклада в уставный капитал организации следует оформить актом приемки-передачи.

Первичным документом, подтверждающим закупку товаров у населения, является акт. Например, при приобретении сельхозпродукции следует использовать форму № ОП-5. В остальных случаях акт составляется в произвольной форме (п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

При закупке сельхозпродукции к закупочному акту необходимо приложить справку о праве собственности продавца на эту продукцию и заключение ветнадзора о доброкачественности продукции.

Приемку товаров на склад должна осуществлять комиссия, которая после завершения приемки составляет акт по форме № ТОРГ-1

Если товары поступили без документов, то их также необходимо принять к учету по рыночным или учетным ценам (п. 36 и п. 39 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Товар, поступивший без товаросопроводительных документов, называется неотфактурованным. Принять его к учету можно на основании акта по форме № ТОРГ-4, составленного комиссией с участием материально-ответственного лица (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

Если в течение дня от одного и того же поставщика поступает несколько партий однородных грузов, существует возможность составить один акт о приемке товаров за день. В этом случае, принимая каждую отдельную партию, материально ответственное лицо фиксирует необходимые данные на оборотной стороне акта. В конце дня определяется общий итог, который переносится в акт о приемке (порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 49 и пунктом 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

В случае, когда расхождения по количеству и качеству товаров отсутствуют, акт можно не оформлять. Согласно п. 49 и 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. №119н, акт может заменить штамп с указанием реквизитов организации.

Акт по форме № ТОРГ-2 оформляется в случае, когда выявлена недостача российских товаров. Акт по форме № ТОРГ-3 оформляется при выявлении недостачи импортных товаров.

Складской учет товаров может быть сортовым и партионным.

При сортовом методе учета поступление товаров следует отражать в карточке количественно-стоимостного учета по форме № ТОРГ-28, причем для каждого сорта необходимо заводить отдельную карту. В целях сокращения складского документооборота допускается учет нескольких однородных товаров с одинаковой ценой в одной карточке.

При партионном методе учета поступление товаров следует отражать в партионной карте по форме № МХ-10, причем для каждой партии необходимо заводить отдельную карту в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе, другой передается в бухгалтерию. Складской экземпляр заполняется сотрудником склада, а после также передается в бухгалтерию.

Правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 № 66.

Периодичность передачи приходных документов со склада в бухгалтерию должна быть четко установлена. В зависимости от условий работы организации интервалы могут составлять до 10 дней. При передаче документов следует составлять сопроводительные реестры по форме № ТОРГ-31 в двух экземплярах. Один реестр остается на складе, второй передается в бухгалтерию. Реестры сдаются одновременно с товарными отчетами по форме № ТОРГ-29.

Правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 № 132.

Скачать Порядок оформления поступивших товаров