Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Суббота, 15 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении отпуска материалов в эксплуатацию (производство)

Для оформления передачи материалов в эксплуатацию требуется подготовить следующие документы:

  1. лимитно-заборную карту по форме № М-8 — при систематическом использовании материалов, при утвержденных нормах и планах их расходования;
  2. накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 — когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
  3. требование-накладную по форме № М-11 или карточку складского учета по форме № М-17 — в остальных случаях.

Для оформления списания имущества стоимостью до 20 000 рублей (любого другого установленного в учетной политике предела) следует подготовить эти же документы.

Материалы следует списывать на затраты в момент отпуска их со склада.

В бухгалтерском учете отпуск материалов отражает проводка:

  • Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97...) Кредит 10 (16) - списаны материалы.

При передаче материалов в подразделения указывать цели их расходования следует не всегда. Когда материалы отпускаются для пока еще неизвестного заказа (изделия), их достаточно списать на расходы на основании акта, который составляется после фактического использования материалов. До этого момента материалы должны числиться за получателем в подотчете. Отпуск материалов следует учитывать как внутреннее перемещение.

В случае, когда материалы, списанные в производство, израсходованы не полностью, их необходимо вернуть на склад. Такой возврат следует оформить накладной либо лимитно-заборной картой. Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 10 (16) Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97...) - оприходованы на склад неиспользованные материалы.

В случае, когда организация ведет учет материалов на счете 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей и 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей , при их передаче в производство сумма отклонений от учетной стоимости материалов подлежит списанию. Списать ее можно в конце месяца, когда будет известна стоимость материалов, поступивших за месяц и сумма отклонений с нее.

Формулы для расчета сумм отклонений, списываемых на себестоимость проданных материалов:

Средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам = (Остаток отклонений в стоимости на начало месяца + Сумма отклонений по материалам, поступившим в течение месяца) : (Стоимость остатка материалов на начало месяца (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за месяц, в учетных ценах) × 100%

Сумма отклонений, списываемая на себестоимость проданных материалов = Средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам × Учетная стоимость списываемых материалов

Порядок предусмотрен п. 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Существует несколько способов оценки списываемых материалов:

1. По себестоимости каждой единицы запасов.

Данный метод используется, когда точно известно, из какой поставки взята та или иная единица материалов. Здесь у организации есть возможность определить себестоимость каждой списываемой единицы. Метод применим в отношении материалов, у которых одна единица не может свободно заменять другую.

В данном случае существует два способа формирования себестоимости материалов, списываемых на основании этого метода:

  • включить в себестоимость все расходы, связанные с приобретением;
  • включить в себестоимость только договорную стоимость материалов. Способ, когда транспортные и прочие расходы, связанные с приобретением материалов, следует распределить пропорционально стоимости описанных материалов.

2. ФИФО.

При использовании данного метода материалы, списываемые в производство, следует оценивать по себестоимости первой по времени приобретения партии (из имеющихся на складе). Здесь оценку списываемых материалов следует проводить сначала по себестоимости остатка материалов на начало месяца, затем из последующих покупок.

При использовании данного метода каждую, вновь поступившую партию однородных материалов следует отражать как самостоятельную группу, независимо от того, стоят такого рода материалы на учете или нет.

Метод ФИФО выгоден в ситуации постоянного снижения цен на материалы. Здесь стоимость списанных материалов будет наибольшая, а стоимость материалов на остатке минимальная.

В данном случае есть три способа формирования себестоимости материалов, списываемых на основании этого метода:

  • на основании взвешенной оценки;
  • методом упрощенной взвешенной оценки;
  • методом скользящей оценки.

При взвешенной оценке в конце месяца после того, как рассчитан приход и расход материалов, следует определить, по какой цене произошло каждое списание. Сначала списываются материалы из остатка на начало месяца, после его использования - из последующих приходов.

При упрощенной взвешенной оценке в конце месяца следует определить стоимость материальных ресурсов, находящихся в запасе. На остатке должны числиться последние приобретенные материалы. Цену на материалы, числящихся в остатке, следует определять по стоимости последней поставки, а при ее недостаточности - по предпоследней и т. д.

Формула расчета стоимости всех материалов:

Стоимость материалов, списанных в течение месяца = Стоимость остатка на начало месяца + Приход материалов в течение месяца - Остаток материалов на конец месяца

Метод упрощенной взвешенной оценки позволяет быстрее определить стоимость списанных материалов и их остатки при большом количестве расходов мелкими партиями в пределах месяца.

При скользящей оценке стоимость материалов необходимо определять перед каждым списанием. Этот способ является наиболее трудоемким при ручной обработке, особенно на крупных организациях. Преимущество способа в том, что он позволяет определить стоимость списанных материалов до окончания месяца.

Формула расчета средней стоимости единицы материалов:

Средняя стоимость единицы списанных материалов = Стоимость списанных материалов всего в течение месяца в рублях : Количество списанных материалов всего в течение месяца в натуральных единицах измерения

3. По средней себестоимости.

При использовании данного метода стоимость списанных материалов следует определять по формуле:

Средняя стоимость = Стоимость остатка материалов на начало месяца + Стоимость материалов, поступивших за месяц : Количество материалов на начало месяца + Количество материалов, поступивших за месяц

Преимуществом данного метода заключается в стабильной цене отпускаемых материалов, даже если в течение месяца происходят резкие колебания закупочных цен.

В данном случае есть два способа формирования себестоимости материалов, списываемых на основании этого метода:

  • методом взвешенной оценки;
  • методом скользящей оценки.

При взвешенной оценке среднюю цену списываемых материалов следует определять один раз в конце месяца.

При скользящей оценке цену материалов следует определять перед каждым списанием. При этом учитываются только те поставки, которые были оприходованы на момент списания материалов. Метод является наиболее трудоемким при ручной обработке, особенно на крупных организациях. Преимущество этого способа в том, что он позволяет определить стоимость списанных материалов до окончания месяца.

В случае, если организация платит ЕНВД, списание материалов не окажет влияния на расчет этого налога. Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ , ЕНВД рассчитывают исходя из вмененного дохода.

Выбор метода оценки стоимости списываемых материалов следует закрепить в учетной политике для целей бухучета.

Правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Скачать Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении отпуска материалов в эксплуатацию (производство)