Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Понедельник, 17 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении поступления материалов

Материалы могут поступать в организацию:

  • по договорам возмездного оказания услуг (купли-продажи, поставки, мены и прочее);
  • по договорам дарения (безвозмездно);
  • в качестве вклада в уставной капитал.

Также материалы могут быть изготовлены организацией самостоятельно, получены при ликвидации основных средств или обнаружены в результате инвентаризации (излишки).

Согласно п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, поступление материалов следует оформить документами и отразить в бухгалтерском учете по фактической себестоимости.

В случае, если организация получает материалы самовывозом со склада поставщика, уполномоченному лицу организации необходимо выдать доверенность, составленную по форме № М-2 или № М-2а. Организации, где получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер, применяют форму № М-2а. Такую доверенность следует зарегистрировать в журнале учета выданных доверенностей.

Срок действия доверенности - не более 15 дней. Если материалы поступают в плановом порядке, доверенность может быть оформлена на месяц.

Прием материалов на склад оформляется приходным ордером по форме № М-4 в день поступления товаров. Если в течение дня от одного и того же поставщика поступает несколько партий однородного материала, можно составить один приходный ордер за день. Для сокращения документооборота приходный ордер можно не оформлять. Согласно п. 49 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, достаточно поставить штамп на документе поставщика. Штамп должен содержать те же реквизиты, что и форма № М-4. Выбранный вариант документального оформления поступления материалов на склад следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В случае, если фактическое количество материалов не соответствует документам передающей стороны, приходный ордер оформлять не нужно. Материалы должна принять специальная комиссия, которая составляет акт по форме № М-7.

Может возникнуть ситуация, когда материалы будут направлены к месту использования, минуя склад. В этом случае их следует оприходовать на склад и сразу же оформить передачу к месту пользования. При этом нужно одновременно составить документы на приход (форма № М-4) и на выдачу (формы № М-8, М-11, М-15). В приходных и расходных документах необходимо сделать пометку о том, что материалы выданы транзитом. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Порядок отражения полученных материалов в бухучете зависит от способа их поступления.

Поступление материалов по возмездным договорам

Когда материалы поступают по возмездным договорам, организация должна получить от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. При приеме материалов следует проверить соответствие документов условиям договора и правильность расчетов в расчетных документах. По результатам данной проверки организация принимает решение о выставлении претензий поставщику или об оплате товара (в случае если он не был еще оплачен). Основанием для предъявления претензий является акт по форме № М-7, в котором следует указать количество и стоимость бракованных материалов.

Для того, чтобы отразить поступившие материалы в бухгалтерском учете, существует два способа:

1. По фактической стоимости

Фактическая стоимость включает в себя:

  • сумму, уплачиваемую поставщику материалов;
  • транспортно-заготовительные расходы;
  • затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию;

В фактическую себестоимость не нужно включать общехозяйственные и другие аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

Поступившие материалы следует учитывать на счете 10 Материалы . Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 10 Кредит 60 (76) - отражено поступление материалов по фактической себестоимости (с учетом транспортно-заготовительных расходов).

2. По учетной стоимости

В качестве учетной цены организация может применять:

  • планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
  • договорную цену;
  • фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период;
  • среднюю цену группы.

Когда учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 %, ее надлежит пересмотреть.

Поступившие материалы следует учитывать на счете 10 Материалы . Затраты, связанные с приобретением материалов, — на счете 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей . Отклонение от фактической стоимости — на счете 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей . В дальнейшем затраты списываются на счет 10 (в пределах учетной цены) и на счет 16 (в части отклонений от учетной цены).

Поступление материалов отражают проводки:

  • Дебет 15 Кредит 60 (76) - отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);
  • Дебет 15 Кредит 60 (76) - учтены в фактической себестоимости материалов транспортно-заготовительные и другие аналогичные расходы;
  • Дебет 10 Кредит 15 - оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены отражают проводки:

  • Дебет 16 Кредит 15 - отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;
  • Дебет 15 Кредит 16 - отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Используя любой из приведенных способов, требование об учете материалов по фактической себестоимости организация выполняет. Отличие состоит в том, что при втором способе фактическая себестоимость учитывается на двух счетах одновременно: частично на счете 10 Материалы и частично на счете 16 Отклонение в стоимости материальных ценностей .

Выбранный вариант учета поступления материалов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Поставка является неотфактурованной, когда материалы поступают без расчетных документов или оформление документов выполнено ненадлежащим образом. По ним предусмотрен особый порядок определения стоимости, по которой материалы приходуются на счет 10 (п. 36 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

В случае, когда материалы поступают по договору мены, их фактической себестоимостью считается стоимость активов, которые организация передает взамен. Стоимость переданных активов нужно следует определять по цене обычной реализации (не включая НДС). Когда стоимость передаваемых активов определить невозможно, полученные материалы нужно оприходовать по цене их возможного приобретения (не включая НДС).

Безвозмездное поступление материалов

Когда материалы в организацию поступают безвозмездно, передающая сторона должна представить такие же документы, как и при возмездном поступлении материалов. Фактическую себестоимость материалов, поступивших безвозмездно, следует определять по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов.

Кроме этого, рыночную цену можно установить, ориентируясь на уровень цен, сложившийся на день получения актива. Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. В случае, когда расходы по доставке берет на себя принимающая сторона, в фактическую себестоимость материалов следует включить эти затраты.

В бухгалтерском учете поступление товаров отражает проводка:

  • Дебет 10 (15) Кредит 98-2 - учтены безвозмездно поступившие материалы.

При списании безвозмездно полученных материалов, следует отразить доход. Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 98-2 Кредит 91-1 - признан доход от использования безвозмездно полученных материалов (стоимость фактически израсходованных материалов).

Поступление материалов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал

Когда материалы поступают в организацию в качестве вклада в уставный капитал, следует составить акт приема-передачи (в произвольной форме).

Согласно правилам, фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, равна денежной оценке, согласованной учредителями организации (п. 8 ПБУ 5/01 ). Она может быть увеличена на сумму транспортно-заготовительных расходов (п. 65 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Для подтверждения рыночной стоимости вклада в виде материалов акционерное общество должно привлечь независимого оценщика. Для общества с ограниченной ответственностью независимая оценка имущественного вклада обязательна в том случае, если его размер превышает 20 000 рублей (п. 2 ст. 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и пунктом 3 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Поступление материалов отражает проводка:

  • Дебет 10 (15) Кредит 75-1 - получены материалы в качестве вклада в уставный капитал.

Изготовление материалов собственными силами

В случае, если организация планирует использовать готовую продукцию (ее часть) в качестве материала для другого вида производства, при передаче ее на склад следует составить требование-накладную по форме № М-11.

Себестоимость материалов, изготовленных организацией самостоятельно, следует определять исходя из фактических затрат, связанных с их производством. Затраты на изготовление материалов надлежит формировать в том же порядке, что и затраты по готовой продукции.

Если готовая продукция полностью направляется для использования в качестве материалов, ее можно сразу относить на счет 10 Материалы.

Поступление материалов, изготовленных собственными силами, отражает проводка:

  • Дебет 10 (15) Кредит 20 (23, 21) - поступили на склад материалы, изготовленные собственными силами.

Поступление материалов при ликвидации основных средств

При поступлении материалов, полученных при ликвидации основных средств (за исключением зданий и сооружений), следует заполнять требование-накладную по форме № М-11. Когда материалы получены при разборке зданий (сооружений), при их поступлении нужно составить акт по форме № М-35.

Фактическую себестоимость таких материалов следует определять по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов.

Поступление материалов отражает проводка:

  • Дебет 10 (15) Кредит 91-1 - поступили материалы от ликвидации основных средств по рыночной цене.

Скачать Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении поступления материалов