Бесплатная консультация
Навигация по разделу
Порядок отражения в бухучете и при налогообложении приобретения компьютера
Компьютер, приобретаемый для управленческих или производственных нужд (т. е. не для продажи), учитывается в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01 ), а его стоимость списывается через амортизацию.
Компьютер, стоимость которого не превышает 20 000 рублей, подлежит учету в составе материалов. Так как стоимость компьютера, учтенного в составе материалов, переносится сразу же на затраты, необходимо контролировать его сохранность.
Учитывать компьютер следует в составе единого объекта основных средств, т.е. со всеми составными частями, к которым относятся: монитор, системный блок, клавиатура и прочее.
Отразить в бухгалтерском учете составные части компьютера как самостоятельные объекты можно в следующих случаях:
- организация намерена эксплуатировать составные части в составе различных комплектаций компьютерного оборудования;
- реальные сроки эксплуатации составных частей основного средства существенно отличаются.
В данных случаях компьютерное оборудование следует отразить в составе основных средств или материалов. При этом стоимость составных частей компьютера, учтенных в составе материалов, включать в налоговую базу по налогу на имущество не нужно.
Порядок расчета налогов при приобретении компьютера зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
Организация применяет общую систему налогообложения
При расчете налога на прибыль порядок отражения компьютера зависит от его первоначальной стоимости.
В случае, когда первоначальная стоимость компьютера не превышает 20 000 рублей, его нужно учитывать в составе материальных затрат. Если организация применяет метод начисления, налоговую базу следует уменьшать после передачи компьютера в пользование. Если организация применяет кассовый метод, налоговую базу необходимо уменьшить после передачи компьютера в пользование и его оплаты поставщику.
В случае, когда первоначальная стоимость компьютера превышает 20 000 рублей, его надлежит учитывать в составе основных средств, а стоимость списывать через амортизацию.
Срок полезного использования компьютера организация устанавливает самостоятельно — от 25 до 36 месяцев включительно. Если организация приобрела компьютер, уже бывший в использовании, то при расчете срока полезной эксплуатации при расчете амортизации линейным методом рекомендуется учитывать его предыдущий период использования.
Организации, основной сферой деятельности которых являются информационные технологии, вправе учесть приобретенный компьютер в составе материальных затрат даже в том случае, если его первоначальная стоимость превышает 20 000 рублей. Таким организациям не обязательно списывать стоимость компьютера через амортизацию.
Для получения такой возможности необходимы следующие условия:
- основной деятельностью компании является разработка и реализация компьютерных программ, баз данных или оказание услуг по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению компьютерных программ и баз данных;
- наличие пакета документов о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
- средняя численность сотрудников за отчетный период не менее 50 человек;
- по итогам отчетного периода, доходы от деятельности в сфере информационных технологий составляют не менее 90% от всех доходов организации, в том числе от иностранных лиц - не менее 70%.
Входной НДС, предъявленный при приобретении компьютера, следует принять к вычету. Исключение составляют организации, имеющие освобождение от уплаты НДС, а также организации, выполняющие только не облагаемые НДС операции. В этих случаях входной НДС нужно учитывать в стоимости компьютера. Если организация выполняет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции и применяет компьютер в обоих видах деятельности, входной налог со стоимости компьютера требуется распределить.
Компьютеры, отраженные в бухгалтерском учете в составе основных средств, следует учитывать при расчете налога на имущество.
Организация применяет УСН
Согласно п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, организации, применяющие упрощенную систему, обязаны вести бухгалтерский учет основных средств. При этом учитывать основные средства на синтетических счетах с применением плана счетов и метода двойной записи необязательно, достаточно оформить первичную документацию и регистры бухгалтерского учета.
Учет расходов зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация:
- доход - расходы на приобретение компьютера налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ );
-
доход минус расход - порядок учета имеет свои особенности:
- если первоначальная стоимость компьютера составляет более 20 000 рублей, его следует отнести к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 256 НК РФ ) и учесть его стоимость как расходы на приобретение основных средств (п. 1 ст. 346.16 НК РФ );
- если первоначальная стоимость компьютера составила менее 20 000 рублей, расходы на его приобретение нужно учесть в составе материальных расходов (п. 1 ст. 254 НК РФ ).
Входной НДС, предъявленный поставщиком при приобретении компьютера, также следует включить в состав расходов (п. 3 ст. 346.16 НК РФ ).
Организация применяет ЕНВД
Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ , объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, поэтому на расчет налоговой базы расходы на компьютер не влияют.
Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД
Компьютер может использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае сумму расходов на его приобретение следует распределить следующим образом:
- когда компьютер учтен в составе основных средств, при расчете налога на прибыль следует распределить ежемесячную сумму амортизационных отчислений, а при расчете налога на имущество - остаточную стоимость основного средства (п. 9 ст. 274 НК РФ );
- когда компьютер учтен в составе материалов, необходимо распределить сами расходы на его приобретение (п. 9 ст. 274 НК РФ ). Расходы на приобретение компьютера, используемого в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.
Для того, чтобы распределить расходы на приобретение компьютера, учтенного в составе материалов, определяется доля доходов, полученных от разных видов деятельности, формулы расчета:
Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения = Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения : Доходы от всех видов деятельности организации
Расходы на приобретение компьютера, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения = Расходы на приобретение компьютера (без НДС) × Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения
Расходы на приобретение компьютера, которые относятся к деятельности организации на ЕНВД = Расходы на приобретение компьютера (без НДС) - Расходы на приобретение компьютера, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения
Определяя доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности, следует использовать показатели за месяц, в котором распределяются затраты на приобретение компьютера. Определяя налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период, расходы, относящиеся к деятельности организации на общей системе налогообложения за месяц, необходимо суммировать.
НДС, который можно принять к вычету, рассчитывается по формуле (п. 4 ст. 170 НК РФ ):
НДС, который можно принять к вычету = НДС, предъявленный поставщиком (выделенный в счете-фактуре на приобретение компьютера) × (Стоимость отгруженных за налоговый период товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых облагается НДС : Общая стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период)
Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, следует прибавить к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (п. 2.3 ст. 170 НК РФ ).
---Скачать Порядок отражения в бухучете и при налогообложении приобретения компьютера