Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство


Порядок оформления и отражения в бухучете и при налогообложении ликвидации основных средств

Основные средства морально и физически изнашиваются в процессе эксплуатации. В том случае, если объект изношен настолько, что не подлежит восстановлению или если его дальнейшее использование экономически нецелесообразно, компания может решить ликвидировать основное средство.

В том случае, если основное средство - это комплекс конструктивно сочлененных предметов, оно может подвергнуться частичной ликвидации. Это означает, что ликвидируется не весь объект, а только часть основного средства, не подлежащая восстановлению. К примеру, можно ликвидировать не все здание, а отдельный корпус.

Чтобы принять решение о ликвидации основного средства, в компании следует создать комиссию, которая берет на себя обязанность:

  • произвести осмотр объекта основных средств, запланированного к ликвидации;
  • определить возможность и целесообразность восстановления основного средства;
  • установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);
  • выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы в связи с обстоятельствами, возникшими по чьей-либо вине);
  • определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов ликвидируемого основного средства.

В состав комиссии входят: главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие назначенные приказом руководителя сотрудники.

Приказ о ликвидации основного средства, подписанный руководителем организации, является основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, необходимость оформления приказа о ликвидации основных средств подтверждается и налоговой службой.

Приказ о ликвидации основного средства можно составить в произвольной форме.

После ликвидации основного средства комиссия составляет акт о его списании. Для составления актов применяются следующие типовые бланки:

  • акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (по форме № ОС-4);
  • акт о списании автотранспортных средств (по форме № ОС-4а);
  • акт о списании групп объектов основных средств (по форме № ОС-4б).

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: Сервер не справляется с возросшей нагрузкой вследствие морального износа. Модернизации не подлежит . Или: Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен . Очень важно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если же спор все же возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей.

На основании актов о списании следует сделать отметки о выбытии основных средств в следующих документах:

  • в инвентарной карточке основных средств по форме № ОС-6 (при выбытии объекта основных средств);
  • в инвентарной карточке группового учета основных средств по форме № ОС-6а (при выбытии группы основных средств);
  • в инвентарной книге учета основных средств по форме № ОС-6б (при ведении учета малыми предприятиями).

В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут быть получены отдельные материалы, узлы, агрегаты, годные к использованию. Такое имущество необходимо оприходовать. При поступлении материалов, которые получены при разборке основных средств, заполняется накладная по форме № М-11 (при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений) и акт по форме № М-35 (если материалы были получены при разборке зданий, сооружений).

При ликвидации основного средства у организации могут возникнуть расходы:

  • в виде остаточной стоимости ликвидируемого имущества;
  • в виде затрат, связанных с разборкой объекта.

При списании остаточной стоимости ликвидируемого основного средства делаются проводки:

  • Дебет 02 Кредит 01 субсчет Выбытие основных средств - отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;
  • Дебет 01 субсчет Выбытие основных средств Кредит 01 - отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;
  • Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет Выбытие основных средств - списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).

В том случае, если основное средство было застраховано и ликвидируется в связи с наступлением страхового случая, остаточную стоимость нужно списать проводкой:

  • Дебет 76-1 Кредит 01 субсчет Выбытие основных средств - списана остаточная стоимость основного средства.

В том случае, если для покрытия остаточной стоимости объекта страхового возмещения не хватает, разницу необходимо включить в состав прочих расходов:

  • Дебет 91-2 Кредит 76-1 - списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта, не покрытая страховым возмещением (на основании акта о списании и решения о страховой выплате).

Отражение в бухучете затрат, связанных с ликвидацией основного средства, зависит от того, кто выполняет работы, связанные с ликвидацией.

Если ликвидацию основного средства проводит специальное подразделение организации (например, ремонтная служба), то расходы на проведение этих работ следует отразить так:

  • Дебет 23 Кредит 70 (68, 69...) - отражены расходы на ликвидацию основного средства;
  • Дебет 91-2 Кредит 23 - списаны расходы на ликвидацию основного средства.

В том случае, если вспомогательного подразделения в организации нет, то при списании расходов на ликвидацию основного средства в учете необходимо сделать проводку:

  • Дебет 91-2 Кредит 70 (69, 68, 10...) - учтены расходы на ликвидацию основного средства.

В том случае, если организация выполняет ликвидацию основного средства с привлечением подрядчика, то расходы, связанные с оплатой его услуг, отражаются проводкой:

  • Дебет 91-2 Кредит 60 - учтены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом.

Порядок отражения ликвидации основного средства при расчете налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

Организация применяет общую систему налогообложения

Согласно п. 1 ст. 265 НК РФ , при расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств следует учитывать в составе внереализационных расходов.

К таким расходам относятся расходы:

  • связанные с выполнением работ по ликвидации основного средства;
  • остаточная стоимость ликвидируемого основного средства.

Момент признания расходов зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация:

  • метод начисления - расходы на ликвидацию и суммы недоначисленной амортизации надлежит учитывать в том периоде, когда ликвидационной комиссией был подписан акт о выполнении работ по ликвидации основного средства. Если работы по ликвидации объекта не выполнялись, суммы недоначисленной амортизации следует признать на дату оформления акта о списании основного средства (п. 7 ст. 272 НК РФ );
  • кассовый метод - расходы на ликвидацию отражаются по мере их оплаты при наличии акта о выполнении работ по ликвидации (п. 3 ст. 273 НК РФ ). Сумму недоначисленной амортизации следует относить на расходы так же, как и при методе начисления.

Расходы на ликвидацию имущества, стоимость которого не учитывалась при расчете налога на прибыль, налоговую базу не уменьшают. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ , такие расходы не являются экономически обоснованными, так как не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Когда организация после ликвидации основных средств приходует оставшиеся после демонтажа детали или материалы, их стоимость необходимо отражать в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ ).

При кассовом методе доходы в виде сырья или материалов, полученных после ликвидации основного средства, надлежит отражать на дату их оприходования (п. 2 ст. 273 НК РФ ).

Стоимость, по которой сырье, материалы и т. п. отражаются в налоговом учете, необходимо определять, учитывая рыночные цены (п. 4 ст. 254 НК РФ ). Стоимость материалов, пущенных в производство или последующую реализацию, отражается в составе материальных расходов от реализации. При этом стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, следует определить как сумму, учтенную ранее в составе доходов (п. 2 ст. 254 НК РФ ).

Организация применяет УСН

Учет расходов происходит в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

  • доходы - расходы на ликвидацию основных средств налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ );
  • доходы минус расходы - учет имеет свои особенности:

При расчете единого налога необходимо учесть материалы, использованные при ликвидации основного средства, а также заработную плату сотрудников, задействованных в ликвидации основного средства (п. 1 ст. 346.16 НК РФ ).

Налоговую базу следует уменьшать по мере возникновения и оплаты расходов на проведение ликвидации основных средств (п. 2 ст. 346.17 НК РФ ). Исключение составляет ситуация, когда ликвидация проводится в рамках реконструкции имеющегося объекта основных средств. В этой ситуации расходы необходимо включить в его первоначальную стоимость.

В случае, когда организация получает материалы в результате ликвидации основного средства, учитывать их следует в составе внереализационных доходов. Доход определяется исходя из рыночной стоимости материалов (п. 4 ст. 346.18 НК РФ ), включить которую надлежит на дату оприходования материалов.

Организация платит ЕНВД

Согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ , объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, поэтому на расчет налоговой базы расходы и доходы от ликвидации основных средств не влияют.

Организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД

Если основное средство одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, затраты на ликвидацию следует распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ ). Затраты на ликвидацию основного средства, используемого только в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.

Для того, чтобы распределить расходы на ликвидацию, необходимо определить долю доходов, полученных от разных видов деятельности.

Формулы расчетов:

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения = Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения : Доходы от всех видов деятельности организации

Расходы на ликвидацию основного средства, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения = Расходы на ликвидацию основного средства (без НДС) × Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения

Расходы на ликвидацию основного средства, которые относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД = Расходы на ликвидацию основного средства (без НДС) - Расходы на ликвидацию основного средства, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения

Определяя доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности, необходимо использовать показатели за месяц, в котором определяются связанные с ликвидацией расходы. Определяя налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период, расходы, относящиеся к деятельности организации на общей системе налогообложения за месяц, необходимо суммировать.

Входной НДС при ликвидации основного средства распределять не нужно (п. 2 ст. 171 НК РФ ).

В случае, когда в результате ликвидации основного средства получены материалы, годные к использованию, рыночную стоимость полученных материалов следует включить в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ ).

---

Скачать Порядок оформления и отражения в бухучете и при налогообложении ликвидации основных средств