Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Понедельник, 17 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок проведения аудиторской проверки

Основные принципы проведения аудита установлены правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Они являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Условно процесс проведения аудиторской проверки можно разделить на три основные этапа:

  1. планирование;
  2. сбор аудиторских доказательств;
  3. завершение аудита.

На первом этапе аудитор:

  • предварительно знакомится с заказчиком;
  • оформляет свои отношения с заказчиком письмом о согласии на проведение аудита и договором возмездного оказания услуг;
  • изучает и оценивает системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • определяет существенность и риски предстоящей проверки;
  • составляет общий план и программу аудита.

На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля (аудиторские процедуры на соответствие) и аудиторские процедуры по существу. Последние, в свою очередь, подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

На последнем (третьем) этапе аудитор должен:

  • завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;
  • подготовить письменную информацию руководству заказчика по результатам проведенного аудита;
  • сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика;
  • подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

Аудит бывает двух видов:

  • обязательный - это ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • инициативный (добровольный) - проводится по решению собственников или руководства организации.

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы, но только те, которые являются членами саморегулируемой организации аудиторов (ч. 2 ст. 1, ст. 3, ст. 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Существует перечень организаций, перечисленных в ч. 3 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, у которых проводить обязательный аудит вправе только аудиторские организации:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России - http://www.minfin.ru/ в разделе Аудиторская деятельность - Саморегулируемые организации аудиторов (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Такие требования определены в ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Кроме того, при проверке бухгалтерской отчетности аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) могут руководствоваться рекомендациями финансового ведомства. При проведении аудита за 2009 год эти разъяснения изложены в письме Минфина России от 28 января 2010 г. № 07-02-18/01. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы составления годовой бухгалтерской отчетности:

  • раскрытие информации о финансовых вложениях;
  • раскрытие информации о забалансовых статьях;
  • раскрытие информации о неопределенности в деятельности организации;
  • признание изменения оценочного значения;
  • определение изменения оценочных резервов;
  • проведение ежегодной проверки сроков полезного использования и способов определения амортизации нематериальных активов;
  • отражение обязательств по полученным займам (кредитам);
  • раскрытие информации о полученных займах (кредитах);
  • раскрытие информации о задолженности по причитающимся к уплате процентам по полученным займам (кредитам);
  • признание расходов по займам (кредитам);
  • выбытие финансовых вложений;
  • раскрытие информации о затратах на энергетические ресурсы;
  • представление информации о непредъявленной к оплате начисленной выручке, выраженной в иностранной валюте;
  • представление информации об условных обязательствах.

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности. Такие правила установлены в ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ и подпункте г п. 2 ст. 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 Правила стандарта № 6, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Если аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении аудируемого лица и соответствует законодательству, он выражает безоговорочно положительное мнение.

Аудитор может отказаться выразить безоговорочно положительное мнение. На это влияют следующие обстоятельства:

  • ограничение объема работы аудитора (в этом случае аудитор может выражать мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения);
  • существуют разногласия с руководством организации по учетной политике, методу ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности (в этом случае аудитор может выражать мнение с оговоркой или отрицательное мнение).

Об этом сказано в п. 34 Правила стандарта № 6, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации, о чем сказано в п. 52 правила стандарта № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении безоговорочно положительное мнение. Такой вывод следует из п. 24 Правила стандарта № 6, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Факт существования ошибок аудиторы отметят в аудиторском заключении.

Скачать Порядок проведения аудиторской проверки