Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Суббота, 15 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация имущества и обязательств - это периодическая проверка их наличия, состояния и оценки. Имеющееся у организации имущество может не соответствовать данным бухгалтерского учета. Инвентаризация может иметь добровольный или обязательный порядок.

Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) отражается в учетной политике. Для этого следует оформить приложение к приказу об учетной политике, в котором указывается:

  • график проведения инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;
  • дата проведения инвентаризации.

Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов.

Этап первый - подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовку приказа о проведении инвентаризации;
  • формирование инвентаризационной комиссии;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
  • сбор расписок от материально-ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны. Для этого предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

Приказ о проведении инвентаризации составляется по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. В нем указывается причина инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дату начала и окончания инвентаризации. Утвердить приказ должен руководитель организации. После этого он передается председателю инвентаризационной комиссии.

Приказ регистрируется в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Второй этап - взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

Заключительный этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, а виновные в неправильном учете имущества лица привлекаются к административной ответственности.

По своему желанию организация может проводить инвентаризацию в любой момент. В обязательном порядке инвентаризация проводится в таких случаях:

  • при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов - раз в пять лет);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ ).

В течение отчетного года организация может добровольно проводить инвентаризацию. Количество таких инвентаризаций, их сроки и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливает руководитель организации. Такие правила следуют из п. 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Материально ответственные лица обязаны участвовать в проведении инвентаризации, ревизий и иных проверок сохранности и состояния вверенного им имущества (письмо Минфина России от 15 июля 2008 г. № 07-05-12/16). Обязательное присутствие материально ответственного лица при инвентаризации предусмотрено также условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).

Чтобы оформить результаты инвентаризации, составляется инвентаризационную опись (п. 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Для каждого вида имущества заполняется своя форма (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

Заполнять инвентаризационную опись необходимо по следующим правилам:

  • наименования и количество инвентаризуемых объектов указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;
  • на каждой странице описи необходимо прописать прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны;
  • при исправлении ошибок неправильные записи зачеркиваются и над зачеркнутыми проставляются правильные (при этом исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами);
  • в описях не должно оставаться незаполненных строк, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;
  • на последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Заполненная опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом (лицами). В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или обнаружена недостача, оформляется сличительная ведомость. Сличительная ведомость составляется только по тому имуществу, по которому выявлены отклонения от учетных данных. Такой порядок предусмотрен в п. 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Сличительные ведомости составляйте по формам, утвержденным п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Если в порядке проведения инвентаризации либо при оформлении ее результатов допущены нарушения, то эти результаты могут быть признаны недействительными, а данные бухгалтерской отчетности - недостоверными.

Скачать Порядок проведения инвентаризации