Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Понедельник, 17 декабря 2018 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-707-84-06

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

Порядок определения нормативов выбросов /сбросов загрязняющих веществ для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Нормативы выбросов/сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) необходимо определить в организации для последующего расчета платы за загрязнение окружающей природной среды. Базой для расчета платы являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы/сбросы ЗВ, а также размещаемых отходов. Размер взимаемой платы зависит от того, насколько соответствуют эти количественные показатели нормативам, утвержденным для конкретного вида деятельности и организации. Минимальный размер платы установлен при соблюдении утвержденных нормативов выбросов /сбросов и размещения отходов. Если масса или объем загрязнений / размещаемых отходов превышает установленные нормативы, то сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

Принято классифицировать количественные показатели загрязнений по степени вредного воздействия на окружающую среду:

  1. предельно допустимые массы (ПДМ) или объемы (ПДО) выбросов/сбросов, размещаемых отходов, устанавливаются организациям в виде нормативов;
  2. временно согласованные массы (ВСМ) или объемы (ВСО) выбросов/сбросов, размещаемых отходов, устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  3. сверхлимитные массы (СЛМ) или объемы (СЛО) выбросов/сбросов, размещаемых отходов.

Данная классификация встречается в положении пункта 5.1 и приложении 1 к Инструктивно-методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 26 января 1993 г.


Пример

За какие виды загрязнений законодательно установлена плата за негативное воздействие на окружающую природную среду?

Согласно законодательно установленному порядку (постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

  • атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Для того, чтобы на практике верно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные территориальным управлением Ростехнадзора показатели (положение пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ):

  1. количественные нормативы выбросов / сбросов ЗВ в окружающую среду;
  2. количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Пример

Существуют ли унифицированные нормативы предельно допустимых загрязнений, с которых взимается плата за негативное воздействие на окружающую природную среду?

Унифицированных нормативов предельно допустимых загрязнений (ПДЗ), которые подходили бы для предприятий любых отраслей, законодательно не установлено. Это обусловлено тем, что величина нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации, например:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Таким образом, учесть все эти факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей конкретной организации, используемого в ней оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Именно по этой причине на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Ростехнадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно, которые, в свою очередь, должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями. Данный порядок следует из положений пунктов 8.1 и 8.2 приказа Минприроды России от 31 октября 2008 г. № 288, статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, приказа Ростехнадзора от 20 сентября 2007 г. № 643.


Важным шагом в разработке нормативов предельно допустимых загрязнений (ПДЗ) является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) и отходов. В ходе инвентаризации необходимо установить:

  • источники выбросов ЗВ и образования отходов;
  • перечень ЗВ, подлежащих государственному учету и нормированию;
  • количество и качество выбросов ЗВ и образования отходов.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в отчете, который утверждается руководителем организации.

Далее полученные результаты будут использованы для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 12 п. 20 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).

Порядок разработки нормативов зависит от вида ЗВ и объекта загрязнения окружающей среды.

Скачать Порядок определения нормативов выбросов /сбросов загрязняющих веществ для расчета платы за загрязнение окружающей среды