Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Пятница, 29 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Содержание


Отменен/утратил силу
Редакция от 1994-11-10
размер шрифта

ПИСЬМО ГТК РФ от 10-11-94 01-1312769 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ КАСАЮЩЕМСЯ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ... Актуально в 2018 году

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РФ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УК РСФСР И УПК РСФСР"

Управлением по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в настоящем Методическом письме изложено видение УБК ГТК России отдельных норм Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ, вступившего в силу 15 июля 1994 г., а также приведен сравнительный анализ нормы ст. 78 "Контрабанда" в новой ее редакции со ст. 78.1 УК РСФСР "Незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения" в редакции Закона Российской Федерации от 29.04.93 N 4902-1, введенного в действие с 18.05.93, и другими статьями УК РСФСР.

1. Статья 78 "Контрабанда" в новой ее редакции - это перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран,

- наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за контрабанду, или должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, или организованной группой, а равно открытое перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы),

- наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

В новой редакции ст. 78 УК РСФСР признаки объективной стороны контрабанды приведены в соответствие с таковыми, указанными в ч. 1 ст. 219 "Контрабанда" ТК РФ.

Содержание признаков контрабанды, которые в прежней редакции ст. 78 УК РСФСР были сформулированы как "незаконное перемещение ... через ... границу" и требовали обращения к иным нормам административного законодательства, в новом законе раскрыто непосредственно с диспозиции ст. 78 УК РСФСР. Это "перемещение, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием" (ч. 1 ст. 78 УК РСФСР), а равно "открытое перемещение ... товаров и транспортных средств вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы)" (ч. 2 ст. 78 УК РСФСР).

Эти признаки объективной стороны контрабанды, за исключением прорыва таможенной границы, детализируются в диспозиции норм ст. ст. 276, 277, 278 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ (подробный анализ объективной стороны таможенного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 279 ТК РФ, приведен в комментарии ст. 169.1 УК РСФСР далее по тексту).

Следовательно, квалификация действий по перемещению предметов через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа такого перемещения (противоправный он или нет), а не наличия у лица, перемещающего предметы (товары), абстрактного права на перемещение предметов (товаров) как такового.

Из новой редакции ст. 78 УК РСФСР исключена устаревшая аббревиатура "СССР", более того, в диспозиции этой статьи говорится о таможенной границе Российской Федерации, а не о Государственной границе Российской Федерации, которые географически не всегда совпадают.

Таможенная граница определяется не только пределами территории Российской Федерации, но и, кроме того, пределами свободных таможенных зон и свободных складов на территории Российской Федерации, как правило, исключенных из таможенной территории Российской Федерации, но входящих в государственную территорию РФ. (Определение таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации дано в ст. 3 ТК РФ.)

Таким образом, определены следующие виды контрабанды:

- контрабанда предметов (товаров), представляющих повышенную опасность (наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к ним (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов к нему), ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения), материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- контрабанда предметов (товаров), представляющих особую важность (стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации), а также предметов культурного достояния;

- контрабанда товаров и транспортных средств, то есть их перемещение через таможенную границу Российской Федерации путем ее прорыва.

Для квалификации противоправных действий по ст. 78 УК РСФСР размер контрабанды (стоимость противоправно перемещенных через таможенную границу предметов (товаров) значения не имеет.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием иных товаров и предметов, чем указанные в ч. 1 ст. 78 УК РСФСР, не образует объективной стороны этого преступления, новым законом такие противоправные действия, если они совершены в крупных размерах, выделены в самостоятельную норму ст. 169.1 "Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации".

Квалифицирующие признаки контрабанды приведены в ч. 2 ст. 78 УК РСФСР. (Старая редакция данной нормы не предусматривала выделение квалифицирующих признаков во 2-ю часть ст. 78 УК РСФСР.)

Один из них - это совершение контрабанды организованной группой.

Понятие организованной группы дано в вышеуказанном Федеральном законе Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", которым общая часть УК РСФСР была дополнена новой нормой (ст. 17.1 "Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой").

В упомянутой статье УК РСФСР указано, в частности, следующее: "Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за организацию и руководство организованной группой, а также за все совершенные указанной группой преступления, если они охватывались его умыслом.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой влечет более строгое наказание на основании и в пределах, установленных настоящим Кодексом".

Оказание должностным лицом, состоящим на государственной или муниципальной службе, с использованием своего служебного положения содействия другим лицам в совершении контрабанды квалифицируется как соучастие в контрабанде, то есть по ст. ст. 17, 78 ч. 2 УК РСФСР. А при определенных условиях (наличие корыстной или иной личной заинтересованности, причинение государственным интересам существенного вреда) - и по ст. 170 УК РСФСР "Злоупотребление властью или служебным положением", либо по другим статьям главы 7 "Должностные преступления" УК РСФСР. Последнее относится и к должностным лицам таможенных органов, которые с использованием своего служебного положения оказывают содействие иным лицам в совершении контрабанды.

Контрабанда может быть совершена только с прямым умыслом. Лицо сознает, что противоправно, то есть при наличии признаков объективной стороны правонарушений, предусмотренных ст. ст. 276, 277, 278 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ, перемещает предметы (товары), указанные в диспозиции ч. 1 ст. 78 УК РСФСР, через таможенную границу России, и в чем конкретно это перемещение выражается, и желает такое деяние совершить.

Контрабанда признается оконченным преступлением с момента фактического противоправного перемещения предметов через таможенную границу РФ. Действия, направленные на обеспечение такого перемещения, образуют приготовление или покушение на контрабанду. Положения пункта 5 ст. 18 ТК РФ, в котором, в частности, под перемещением товаров понимаются и подготовительные действия, направленные на перемещение, вступают в противоречие с общей частью уголовного законодательства, касающейся стадии преступления, поэтому для целей ст. 78 УК РСФСР не применяются.

Уголовную ответственность за контрабанду несут граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.

При неосторожной форме вины, в зависимости от обстоятельств правонарушения, такие противоправные действия квалифицируются для физических и должностных лиц по соответствующим статьям главы 39 раздела X ТК РФ.

Привлечение к уголовной ответственности за контрабанду должностных лиц и иных работников юридических лиц, которые данное преступление совершили в связи со своей служебной или производственной деятельностью в юридическом лице, не освобождает само это юридическое лицо от административной ответственности по одной из следующих ст. ст. 276, 277, 278 или ч. 1 ст. 279 ТК РФ в зависимости от обстоятельств совершенной сотрудниками юридического лица контрабанды.

2. Статья 78.1 УК РСФСР "Незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения".

"Незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль,

- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой либо штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль,

- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой либо штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения или ракетных средств его доставки и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль,

- наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой либо штрафом в размере до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда.".

Настоящая статья направлена на защиту государственных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности и обеспечение выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения.

Предметом преступления являются сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании обычных видов вооружения и военной техники и любого оружия массового уничтожения, включая ракетные средства его доставки.

Обязательным условием уголовной ответственности по ст. 78.1 является наличие специального экспортного контроля в отношении предмета рассматриваемого преступления. Такой контроль устанавливается Правительством РФ исходя из международных обязательств в соответствии с законодательством РФ и состоит в установлении запретов и ограничений на вывоз отдельных видов товаров за границу, специального лицензирования и разрешительного порядка вывоза. (Таможенным органам доводится приказами ГТК России.)

Так, Постановлением Правительства РФ от 10.03.94 N 197 утверждено Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники.

Распоряжением Президента РФ от 11.02.94 N 74-рп утвержден Перечень отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям.

(Приказ ГТК РФ от 14.04.94 N 139.)

Постановлением Правительства России от 19 ноября 1993 г. N 1178 утверждено Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия.

Распоряжением Президента РФ от 19 ноября 1993 г. N 744-рп утвержден Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям.

(Приказ ГТК РФ от 20.12.93 N 540.)

Постановлением Правительства РФ от 21.12.92 N 1005 утверждено Положение о порядке экспорта и импорта материалов, технологии, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных источников ионизирующего излучения и изотопной продукции.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.93 N 68 утверждено Положение о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного использования и соответствующей технологии, применяемых в ядерных целях.

Распоряжением Президента РФ от 28.12.92 N 827-рп утвержден Список оборудования и материалов двойного использования и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых осуществляется по лицензиям.

(Приказ ГТК РФ N 75 от 09.03.93, приложения 1, 3.)

Постановлением Правительства РФ от 20.11.92 N 892 утверждено Положение о порядке контроля за экспортом из РФ возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

Распоряжением Президента РФ 17.11.92 N 711-рп утвержден Список возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

(Добавление 9 к приложению 5 Приказа ГТК РФ от 12.12.92 N 610.)

Новая редакция Списка утверждена Президентом РФ 14.06.94 N 298-рп.

Новая редакция Положения утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1098.

В настоящее время готовится соответствующий Приказ ГТК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.92 N 734 утверждено Положение о порядке контроля за экспортом из РФ химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия.

Распоряжением Президента РФ от 16.09.92 N 508-рп утвержден Список химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия, и экспорт которых осуществляется по лицензиям.

(Добавление 8 к приложению 5 Приказа ГТК РФ от 12.12.92 N 610.)

Преступление, предусмотренное ст. 78.1 УК РСФСР, заключается в осуществлении незаконного экспорта перечисленных товаров, научно-технической информации или услуг, т.е. незаконного вывоза за пределы территории РФ с целью постоянного нахождения вне этой территории (свободного обращения).

Вывоз предмета преступления будет незаконным, если он осуществляется в обход установленного специального экспортного контроля, т.е. в нарушение законодательства РФ, нормативных актов Правительства РФ, разрешительного порядка вывоза.

Под материалами понимаются сплавы, композиты, химические продукты и другие предметы производственного или опытно-конструкторского назначения.

Оборудование - это механизмы, приспособления, контрольно - измерительная аппаратура и другие средства, используемые при создании оружия, т.е. для его разработки, производства и испытания.

Под технологиями в данном случае понимаются как технологическая документация, так и оборудование, позволяющее воспроизвести технологический цикл.

Под услугами в данном случае имеется в виду предоставление зарубежным партнерам возможностей организационного, научно-технического, производственно-технологического и иного характера. Например, участие в подготовке зарубежных специалистов, их консультирование, наладка оборудования, проведение технических экспертиз, предоставление средств доставки и т.п.

Преступление считается оконченным с момента фактического перемещения через государственную границу РФ или таможенную границу РФ, если она совпадает с государственной границей, указанных сырья, материалов, оборудования, технологий или научно-технической информации либо с момента оказания соответствующей услуги за рубежом.

Данное преступление характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо сознает, что осуществляет незаконный экспорт (то есть вывоз за пределы государственной территории России) сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения или ракетных средств его доставки, сознает, что делает это в обход установленных требований специального экспортного контроля, и желает такое деяние совершить.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 78.1, могут быть должностные лица и представители предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности), уполномоченные на ведение внешнеэкономической деятельности.

Незаконный экспорт предметов (веществ) и услуг, выразившийся в оказании иностранному государству или иностранной организации помощи в разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке компонентов биологического оружия, надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 67.2 УК РСФСР.

В таком случае производство дознания по делам о преступлениях, которые содержат признак ст. 67.2 УК РСФСР, не входят в компетенцию таможенных органов.

Касаясь возможной конкуренции ст. 78 УК РСФСР с составом ст. 78.1 УК РСФСР, следует иметь в виду, что объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 78 УК РСФСР, не поглощает состав преступления, предусмотренного ст. 78.1 УК РСФСР: диспозиция последней наряду с незаконным экспортом товаров предусматривает незаконный экспорт неовеществленной научно-технической информации и услуг, например, с использованием факсимильной связи и т.д., которые не отнесены к предметам контрабанды.

Кроме того, ст. 78.1 УК РСФСР, в отличие от ст. 78 УК РСФСР, не требует для квалификации действий как незаконный экспорт товаров наличия таких признаков контрабанды, как их перемещение через границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.

Хотя принятие ст. 78 УК РСФСР в новой редакции и может привести в ряде случаев к конкуренции составов этой нормы с нормой ст. 78.1 УК РСФСР (предметы контрабанды и предметы незаконного экспорта могут совпадать), однако, ситуация в этом случае должна разрешаться по обыкновениям уголовного права, а именно: при конкуренции составов противоправные действия квалифицируются по статье УК РСФСР, предусматривающей более строгие меры наказания.

Из этого следует, что перемещение товаров, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения, через границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с умышленным недекларированием или недостоверным декларированием должно квалифицироваться по ст. 78 УК РСФСР, а незаконное перемещение через границу тех же товаров, однако, без вышеупомянутых признаков контрабанды - по ст. 78.1 УК РСФСР.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица или иного представителя юридического лица по ст. 78.1 УК РСФСР в силу требований ст. ст. 231 и 301 ТК РФ, не освобождает такое юридическое лицо от административной ответственности за это правонарушение по ст. 274 ТК РФ "Несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации".

При неустановлении в действиях правонарушителей прямого умысла на незаконный экспорт такие действия состава преступления, предусмотренного ст. 78.1 УК РСФСР, не образуют, однако, при определенных условиях для должностных лиц и представителей юридического лица может наступить административная ответственность по ст. 288 ТК РФ. Например, если они данное правонарушение совершили по неосторожности. (Юридическое лицо подлежит за незаконный экспорт административной ответственности по ст. 274 ТК РФ по общим правилам, предусмотренным ст. ст. 231 и 301 ТК РФ.)

3. Статья 78.2 "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран".

"Невозвращение в установленный срок предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (предметов культурного достояния), вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с действующим законодательством,

- наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой и с конфискацией невозвращенных предметов.".

Объективная сторона упомянутого преступления выражается в невозвращении на территорию Российской Федерации без уважительных причин, то есть при реальной возможности их возврата, ранее вывезенных предметов культурного достояния, если их возвращение к установленному сроку являлось обязательным.

Таким образом, в норме ст. 78.2 УК РСФСР предусмотрена криминализация случаев неисполнения таможенного законодательства, связанных с нарушением таможенного режима временного вывоза товаров (ст. ст. 23, 68, 74 ТК РСФСР), если таковыми являются предметы культурного достояния.

Под предметами художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (предметами культурного достояния) в смысле ст. 78.2 УК РСФСР (в равной степени это относится и к ст. 78 УК РСФСР) следует понимать культурные ценности, которые согласно ст. 9 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 не подлежат вывозу из Российской Федерации для свободного обращения за пределами ее государственной территории. Это, в частности:

- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания;

- движимые предметы независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации;

- культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Установление принадлежности обнаруженных таможенными органами культурных ценностей к особо ценным объектам культурного наследия, а также к другим указанным категориям культурных ценностей, не подлежащих вывозу, осуществляется органами Министерства культуры Российской Федерации - до создания Федеральной службы по сохранению культурных ценностей на основании результатов проводимых экспертиз.

Таможенным органам при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 78.2 УК РСФСР, а также при производстве дознания по делам о преступлениях, предусмотренных этой статьей, и по уголовным делам о контрабанде предметов культурного достояния рекомендуется руководствоваться, помимо положений вышеупомянутого Закона и норм УПК РСФСР, следующими нормативными актами и справочными документами, а именно: Инструкцией "О порядке контроля за вывозом из СССР культурных ценностей" (утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 23.03.87 N 120, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Министерства культуры СССР от 02.12.89 N 439.36 и письмом Минкультуры от 15.02.91 N 04-091/4), письмом ГТК России от 2 ноября 1993 г. N 01-13/10907 "О вывозе культурных ценностей", к которому приложен "Перечень органов и учреждений Министерства культуры Российской Федерации по состоянию на 15 октября 1993 г., выдающих свидетельства на право вывоза культурных ценностей за границу", письмом УБК ГТК России от 06.05.94 N 01-13/4963 "О взаимодействии подразделений уголовного розыска и таможенных учреждений в раскрытии преступлений и пресечении незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж", Положением "О взаимодействии ГТК России и МВД России в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного вывоза и ввоза в Российскую Федерацию оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей" N 01-32/8062 ДСП от 14.06.94, утвержденным ГТК России и МВД России, и Справочным пособием "Культурные ценности. Понятие, порядок приобретения, хранения и обращения", изданным ВНИИ МВД СССР в 1989 г. (авторы Горбачев В.Г., Растопчин В.Г. и Тищенко В.Н.).

Под уважительными причинами понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязательство об обратном ввозе в Россию в установленные сроки предметов культурного достояния, которые лишили данное лицо возможности реально исполнить его.

Например:

- заболевание или увечье, требующие оставления для госпитализации за пределами России лица, принявшего на себя обязательство об обратном ввозе предметов культурного достояния;

- стихийное бедствие, катастрофа и т.п., уничтожившие за пределами РФ предметы культурного достояния;

- похищение предметов культурного достояния за пределами РФ у лица, принявшего на себя обязательство об их обратном ввозе в Россию;

- стихийное бедствие, катастрофа, военные действия за пределами РФ, сделавшие невозможным своевременное возвращение в Россию предметов культурного достояния к установленному сроку, и др.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

В случаях, если в процессе расследования будет установлено, что лицо, не вернувшее в указанный срок на территорию Российской Федерации предметы, указанные в ст. 78.2 УК РСФСР, в момент вывоза этих предметов уже имело умысел оставить их за рубежом, а обязательство об обратном ввозе таких предметов на территорию России им было представлено в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие противоправные действия подлежат квалификации по ст. 78 УК РСФСР "Контрабанда" по признакам перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов. При таких обстоятельствах дополнительной квалификации по ст. 78.2 УК РСФСР не требуется.

4. Статья 169.1 "Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации".

"Перемещение в крупных размерах через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 78 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием,

- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой и с конфискацией перемещаемых товаров или иных предметов.

Те же действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение таможенного законодательства или контрабанду, либо организованной группой,

- наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Действия, предусмотренные ст. 169.1, признаются совершенными в крупных размерах, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров или иных предметов превышает двести минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством на момент совершения преступления.".

Таким образом, законодатель выделил контрабанду обычных товаров из нормы ст. 78 УК РСФСР в самостоятельный состав преступления (ст. 169.1 УК РСФСР), отнеся его в главу шестую УК РСФСР "Хозяйственные преступления".

Признаки объективной стороны этого преступления ("нарушения таможенного законодательства Российской Федерации"), за исключением прорыва таможенной границы, совпадают с признаками объективной стороны контрабанды и детализированы в ст. ст. 276, 277, 278 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ.

Так, ст. 276 ТК РФ определяет, что под перемещением товаров через таможенную границу, помимо таможенного контроля, понимается такое перемещение, которое осуществляется "вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления".

Ст. 277 ТК РФ определяет сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, как их перемещение "с использованием тайников либо другим способом, затрудняющим обнаружение товаров, или придания одним товарам вида других".

Ст. 278 ТК РФ под перемещением товаров через таможенную границу с обманным использованием документов понимает такое перемещение, которое осуществляется "с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельных средств таможенной идентификации (печати, ярлыки и т.д.)".

Ст. 279 ТК РФ определяет под недекларированием или недостоверным декларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, следующие деяния: "незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей".

(Недекларирование товаров в определенном смысле является специфической пассивной формой сокрытия товаров от таможенного контроля, а недостоверное декларирование товаров - это по существу обманное использование правонарушителем специфического таможенного документа - декларации, выделенное в ТК РФ в самостоятельный состав нарушений таможенных правил.)

Преступление, предусмотренное ст. 169.1 УК РСФСР, может быть совершено только с прямым умыслом.

(Субъективная сторона состава нарушений таможенных правил, предусмотренного ст. 279 ТК РФ, в отличие от субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 169.1 УК РСФСР, допускает для физических лиц наряду с умышленной формой вины совершение таких противоправных деяний и по неосторожности или при наличии косвенного умысла.)

В соответствии с п. 1 ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Понятия валюта и валютные ценности дается в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3615-1.

Противоправное (незаконное) перемещение товаров через таможенную границу России, то есть их перемещение при наличии признаков объективной стороны правонарушений, предусмотренных ст. ст. 276, 277, 278 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ, образует состав преступления, предусмотренного ст. 169.1 УК РСФСР, только при условиях:

- если перемещение товаров осуществлялось в крупных размерах (определение крупного размера дано в примечании к ст. 169.1 УК РСФСР) и с прямым умыслом.

Уголовную ответственность по ст. 169.1 УК РСФСР несут граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.

Неосторожная форма вины при перемещении товаров через таможенную границу РФ, помимо таможенного контроля, а также недекларирование или недостоверное декларирование товаров, если оно было совершено физическим или должностным лицом по неосторожности, не образует состава преступления, предусмотренного в ст. 169.1 УК РСФСР. Такие противоправные деяния для лиц, их совершивших, в зависимости от обстоятельств правонарушения подлежат квалификации как нарушения таможенных правил (ст. ст. 276, 288 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности по ст. 169.1 УК РСФСР должностных лиц и иных работников юридических лиц не освобождает эти юридические лица от административной ответственности за такое правонарушение по ч. 1 ст. 279 ТК РФ.

Установление вины в форме прямого умысла еще недостаточно для квалификации упомянутых действий как совершение преступления, предусмотренного ст. 169.1 УК РСФСР, по признакам недекларирования или недостоверного декларирования товаров, которые приведены в ч. 1 ст. 279 ТК РФ.

Для этого необходимо наличие такого обязательного признака объективной стороны состава преступления, как причинная связь между противоправным деянием и наступившими общественно опасными (вредными) последствиями последних.

Применительно к объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 169.1 УК РСФСР, а также в равной степени и применительно к объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 78 УК РСФСР, этим обязательным признаком объективной стороны каждого из указанных преступлений является причинная связь между недекларированием или недостоверным декларированием и самим перемещением товаров через таможенную границу.

Таким образом, если такие противоправные деяния (недекларирование или недостоверное декларирование товаров) находились или могли находиться в причинной связи с решением таможенных органов о пропуске товаров через таможенную границу либо сделали или могли сделать возможным их беспрепятственное перемещение через таможенную границу, то только в таких случаях можно говорить о том, что в действиях правонарушителей усматриваются признаки объективной стороны преступления (ст. 169.1 или ст. 78 УК РСФСР).

Недекларирование товаров, подлежащих декларированию, либо заявление правонарушителем в декларации о товарах недостоверных сведений, которые не влияли или не могли повлиять на принятие таможенным органом решения об их пропуске через таможенную границу, состава преступления, предусмотренного ст. 169.1 УК РСФСР, не образует.

Из этого следует вывод, что умышленное недекларирование или недостоверное декларирование во внутренних таможнях должностными лицами или иными работниками юридических лиц ввезенных ими ранее в Россию товаров, предъявленных в установленном порядке при перемещении их через таможенную границу пограничной таможне для таможенного контроля, то есть перемещенных через таможенную границу Российской Федерации с соблюдением таможенных правил, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 169.1 УК РСФСР.

В зависимости от обстоятельств совершенного уже после ввоза на таможенную территорию России товаров правонарушения такие противоправные деяния могут квалифицироваться по ст. 162.6 УК РСФСР как уклонение от уплаты таможенных платежей, если недекларирование товаров либо их недостоверное декларирование преследовало именно такие цели, а при отсутствии признаков преступлений - по ст. 288 ТК РФ (для юридических лиц по ст. 279 ТК РФ).

Не могут квалифицироваться по ст. 169.1 УК РСФСР действия правонарушителя, которые по своей объективной стороне совпадают с признаками нарушения таможенных правил, предусмотренных ч.2 ст. 279 ТК РФ ("заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации ...").

Однако данное положение нельзя распространять на те случаи, когда лицо, заявившее таможенному контролю недостоверные сведения о перемещаемом им товаре, имеющие значение для принятия решения о его пропуске через таможенную границу, было во время прохождения таможенного контроля уличено в таком обмане, однако, после этого предъявило таможенному контролю документы, дающие право на перемещение (пропуск) товаров (ввозную декларацию, разрешение банка на вывоз инвалюты).

По ч. 2 ст. 279 ТК РФ в торговом обороте квалифицируются действия, связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной декларации, если последние не повлияли и не могли повлиять на принятие таможенным органом решения о перемещении (пропуске) товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей.

В неторговом обороте по ч. 2 ст. 279 ТК РФ квалифицируются случаи заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме вывозимой из России инвалюты, если ее размер не превышает 500 долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для ее вывоза не требуется предъявления соответствующих разрешительных (оправдательных) документов.

Подлежат квалификации по ч. 2 ст. 279 ТК РФ и случаи неправильного заявления таможенному контролю размера ввозимой в Россию инвалюты, так как на данный момент наличная иностранная валюта по действующему валютному и таможенному законодательству может ввозиться в Российскую Федерацию без каких-либо количественных ограничений и предъявления разрешительных документов. (Не исключено, однако, что после принятия соответствующих законов, направленных на борьбу с "отмыванием" доходов от преступной деятельности, решение о перемещении (пропуске) в Россию ввозимой инвалюты тоже будет зависеть от предъявления таможенному контролю разрешительных документов.)

Естественно, что при таком изменении законодательства заявления недостоверных сведений о ввозимой инвалюте будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 279 ТК РФ, а при наличии признака преступления - по ст. 169.1 УК РСФСР).

В случаях перемещения в крупных размерах через таможенную границу Российской Федерации валюты и валютных ценностей, если такое перемещение совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо было сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, такие противоправные действия, при наличии доказанности прямого умысла, подлежат квалификации по ст. 169.1 УК РСФСР. Такое противоправное перемещение валюты и валютных ценностей, в том числе драгоценных камней или драгоценных металлов в любом виде и состоянии, совершенное в крупных размерах, не требует дополнительной квалификации по ст. 162.7 УК РСФСР "Незаконные сделки с валютными ценностями".

Вместе с тем, аналогичные действия по противоправному перемещению (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и т.д.) драгоценных металлов в любом виде и состоянии (за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), если их стоимость не превышает двести минимальных размеров оплаты труда, подлежат квалификации по ст. 162.7 УК РСФСР, не имеющей таких стоимостных ограничений. (К подследственности таможенных органов дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 162.7 УК РСФСР, не относятся.)

5. Статья 162.6 "Уклонение от уплаты таможенных платежей".

"Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах

- наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда.

Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах

- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой или штрафом от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от оплаты таможенных платежей,

- наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в особо крупных размерах следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупных размерах - тысячу минимальных размеров оплаты труда.".

Дополнив УК РСФСР нормой ст. 162.6, законодатель тем самым криминализировал деяния, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных или особо крупных размерах.

В связи с тем, что противоправное деяние - уклонение от уплаты таможенных платежей - дано в диспозиции ст. 162.6 УК РСФСР без раскрытия его признаков, в правоприменительной практике возникают сложности при квалификации таких преступлений.

Вместе с тем, из анализа таможенного законодательства следует, что умышленное уклонение от таможенных платежей - это совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей.

Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 162.6 УК РСФСР, раскрывается в нормах ТК РФ, а именно:

- в диспозиции ст. 282 ТК РФ ("Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение");

- в диспозиции ст. 283 ТК РФ ("Действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований");

- и в диспозиции ст. 284 ТК РФ ("Нарушение сроков уплаты таможенных платежей").

Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 162.6 УК РСФСР, выражается:

- в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или их занижение путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров или заявление таможенным органам иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;

- в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;

- в неуплате таможенных платежей таможенному органу Российской Федерации в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации или таможенными органами РФ в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, то есть при реальной возможности их уплаты. (Неуплата таможенных платежей по не зависящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленный срок, объективной стороны данного преступления не образует.)

В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться:

- в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;

- в предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

- в отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;

- в нарушении сроков уплаты таможенных платежей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, при реальной возможности их уплаты и т.д.

Таможенными платежами в соответствии с п. 18 ст. 18 и ст. 110 ТК РФ являются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы за выдачу лицензии, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации, причем таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами России при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза; налоги - это налоги (налог на добавленную стоимость), взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

При отсутствии крупного или особо крупного размера такие противоправные деяния состава преступления не образуют и квалифицируются в зависимости от обстоятельств дела по ст. ст. 282, 283, 284 или 288 ТК РФ.

(Определение крупного или особо крупного размера уклонений от уплаты таможенных платежей дано в примечании к ст. 162.6 УК РСФСР.)

Для квалификации противоправных деяний по ст. 162.6 УК РСФСР не имеет значение юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей либо не уплатило их в установленный срок.

Субъектом данного преступления могут быть как граждане РФ, так и иностранцы либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. К ним могут относиться должностные лица и иные работники российских и иностранных юридических лиц, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иные физические лица, которые в силу требований ТК РФ (глава 19) и другого законодательства РФ обязаны в установленные сроки уплачивать таможенные платежи соответствующему таможенному органу.

Данное преступление может совершаться только с прямым умыслом, то есть лицо сознает, что в результате его действий оно либо юридическое лицо, чьи интересы оно представляет по должности, доверенности, договору, уклоняется от уплаты таможенных платежей и желает действовать подобным образом.

Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием правонарушителям в уклонении от уплаты таможенных платежей, несут ответственность за соучастие в совершении этого преступления по ст. ст. 17, 162.6 УК РСФСР.

В том случае, если они для этого совершили должностные преступления, то эти работники таможенных органов несут дополнительную уголовную ответственность и по соответствующим статьям главы 7 "Должностные преступления" УК РСФСР.

В случаях, если для уклонения от уплаты таможенных платежей совершаются контрабанда, нарушение таможенного законодательства, должностной подлог, другие преступления, такие действия, помимо ст. 162.6, подлежат дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РСФСР.

Привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности по ст. 162.6 УК РСФСР не освобождает само это юридическое лицо, в интересах которого совершено упомянутое преступление, от административной ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения по одной из статей ТК РФ (ст. ст. 282, 283, 284).

6. Статья 162.8 "Сокрытие средств и иностранной валюты".

"Сокрытие в крупных размерах руководителями предприятий, учреждений, организаций (независимо от формы собственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации,

- наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные повторно либо группой лиц, либо в особо крупных размерах,

- наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Примечание. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, признаются совершенными в крупных размерах, если сумма валютных средств превышает пятьдесят тысяч долларов США.

Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, признаются совершенными в особо крупных размерах, если сумма валютных средств превышает двести пятьдесят тысяч долларов США".

Таким образом, нормой ст. 162.8 УК РСФСР криминализирована нерепатриация валютной выручки в Российскую Федерацию.

Хотя производство дознания по этому виду преступлений не отнесено к компетенции таможенных органов, тем не менее в силу возложенных на таможенные органы обязанностей по осуществлению валютного контроля (ст. ст. 198 - 201 ТК, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Инструкция ГТК РФ и Центробанка РФ "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" N 19 от 12.10.93, Приказ ГТК РФ "О порядке применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации при нарушениях участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в части зачисления валютной выручки от экспорта товаров" от 02.08.94 N 391 ДСП) именно таможенные органы являются теми государственными органами, к функциям которых отнесено выявление преступлений, предусмотренных ст. 162.8 УК РСФСР.

В соответствии с требованиями ст. 114 УПК РСФСР и ст. 304 ТК РФ материалы с признаками упомянутого преступления подлежат немедленной передаче в следственные органы или прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении руководящих должностных лиц предприятий и организаций, сокрывших средства в инвалюте в крупных размерах.

Последнее не освобождает таможенные органы от обязанности заведения по этому же факту дела о нарушении таможенных правил в отношении самого юридического лица по признакам нарушения таможенных правил, предусмотренных ст. 273 ТК РФ.

При отсутствии крупного размера сокрытых средств в иностранной валюте, то есть если сумма сокрытых валютных средств не превышает пятидесяти тысяч долларов США, то материалы о таковых деяниях, не содержащих признаков преступления, в следственные органы или прокурору не передаются, а по данным фактам заводятся дела о нарушении таможенных правил в отношении как самого юридического лица (по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 273 ТК РФ), так и его руководителей (для последних по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 288 ТК РФ).

7. Статья 191.3 "Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание".

"Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо требование принятия ими неправомерного решения

- наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до десяти минимальных размеров оплаты труда.".

Приведенной нормой криминализированы противоправные действия в отношении должностных лиц таможенных органов, производящих дознание по уголовным делам о таможенных преступлениях (к последним относятся не только лица, у кого непосредственно в производстве находится уголовное дело, но и другие руководящие должностные лица таможенных органов, которые в силу возложенных на них служебных обязанностей утверждают или дают согласие на проведение отдельных следственных действий по уголовному делу или принимают по такому делу решения, влекущие в силу требований закона правовые последствия).

На лиц, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о нарушении таможенных правил, эта норма уголовного закона не распространяется.

Материалы с признаками преступления, предусмотренного ст. 191.3 УК РСФСР, в силу требований ст. 114 УПК РСФСР и ст. 304 ТК РФ подлежат немедленной передаче в следственные органы или прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение следователем или прокурором не освобождает таможенные органы от принятия по данному факту решения в порядке, предусмотренном главой 63 ТК РФ ("Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации ...").

8. В ст. 117 "Органы дознания" УПК РСФСР пункт 9 изложен в следующей редакции:

"9) таможенные органы Российской Федерации - по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 78.1, 78.2 Уголовного кодекса РСФСР, касающихся таможенного дела.".

Таким образом, к компетенции таможенных органов как органов дознания отнесено пять составов преступлений, совершенных в сфере таможенного дела, предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.2, 162.6, 169.1 УК РСФСР, по которым, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР (умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах), производство предварительного следствия в силу требований ст. 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона Российской Федерации от 01.07.94 N 10-ФЗ является обязательным.

Таким образом, в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР таможенные органы при наличии признаков указанных преступлений (в том числе предусмотренных ч. 2 ст. 162.6 УК РСФСР) обязаны возбуждать уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно - процессуального закона, производить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выполнении которых, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью 1 ст. 121 УПК РСФСР (10 суток), обязаны передать дела следователю.

После передачи дела следователю орган дознания (таможенный орган) может проводить по данному уголовному делу следственные действия только по поручению (письменному) следователя.

Таким образом, таможенные органы не вправе отказывать в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а также не правомочны прекращать уголовные дела о таможенных преступлениях даже в случаях их необоснованного возбуждения.

Иным объемом процессуальных полномочий таможенные органы обладают по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР, по которым предварительное следствие в силу требований ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона РФ от 01.07.94 N 10-ФЗ является необязательным.

В соответствии со ст. 120 УПК РСФСР таможенные органы как органы дознания при обнаружении признаков упомянутого преступления обязаны возбуждать уголовные дела и принимать все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обязательств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК РСФСР для предварительного следствия (за исключением отдельных положений упомянутого уголовно-процессуального закона, приведенных в п. п. 2 и 3 ст. 120 УПК РСФСР).

По таким делам дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Этот срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК РСФСР, то есть по тем правилам, которые установлены для продления срока предварительного следствия, а именно: до 3 месяцев транспортным прокурором на правах районного прокурора, до 6 месяцев транспортным прокурором на правах областного прокурора. Дальнейшее продление срока дознания может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации.

Обращение в транспортные прокуратуры на правах областных по вопросам продления срока дознания таможенные органы обязаны производить только через региональное таможенное управление, а в Генеральную прокуратуру Российской Федерации - через ГТК России.

Таким образом, по делам о таможенных преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР, таможенные органы полномочны при соблюдении требований УПК РСФСР отказывать в возбуждении уголовного дела или прекращать находящиеся в их производстве уголовные дела по нереабилитирующим основаниям, привлекать лиц в качестве обвиняемых, избирать меру пресечения, включая такую, как заключение под стражу, продлевать сроки дознания, знакомить обвиняемых и их защитников с материалами уголовных дел, составлять обвинительные заключения, направлять дело с обвинительным заключением прокурору для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направлении этого дела в суд. (Права и обязанности таможенных органов при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР, регламентируются нормами разделов первого и второго УПК РСФСР.)

Вместе с тем, если в процессе дознания будут обнаружены доказательства, свидетельствующие о совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162.6 УК РСФСР, других таможенных или иных преступлений, производство предварительного следствия по которым является обязательным, таможенные органы по истечении десятидневного срока с момента возбуждения дела обязаны передавать такие уголовные дела следователю, причем сделать это немедленно, если доказательство о совершении иных преступлений будет получено после истечения упомянутых десяти дней с момента возбуждения уголовного дела.

Статья 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона Российской Федерации от 01.07.94 N 10-ФЗ определила, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.2, 162.8, 169.1, а также частями 2 и 3 ст. 162.6 УК РСФСР, подследственны следователям органов прокуратуры.

Споры о подследственности в силу требований ст. ст. 132 и 211 УПК РСФСР разрешаются транспортным прокурором по месту, где возбуждено уголовное дело и начато расследование.

Федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ таможенные преступления (ст. ст. 78, 78.1, 78.2, 162.6 ч. 2 и ч. 3, 169.1 УК РСФСР), а также преступления, предусмотренные ст. ст. 162.7 и 162.8 УК РСФСР, исключены из ч. 3 ст. 126 УПК РСФСР и отнесены к ч. 5 ст. 126 УПК РСФСР.

Из этого следует, что по уголовным делам о перечисленных выше преступлениях предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело (то есть эти дела подследственны не только следователям органов прокуратуры, но и следователям органов внутренних дел).

Вместе с тем, этот Закон не содержит прямого ответа на вопрос, какому органу предварительного следствия подследственны уголовные дела, возбужденные органом дознания (таможенным органом) по признакам перечисленных выше преступлений.

Для решения его надо иметь в виду, что положения части 5 ст. 126 УПК РСФСР в редакции Федерального закона от 15 августа 1994 г. N 27-ФЗ о том, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 78 - 78.2, 162.6 ч. 2 и ч. 3, 162.7, 162.8 и 169.1 УК РСФСР, производится тем органом, который возбудил уголовное дело, относится только к органу предварительного следствия, а не органу дознания (это прямо следует из содержания ст. 125 и ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР). То есть таможенные органы этим Законом не наделены правом вести предварительное следствие по таким уголовным делам.

В связи с этим при возбуждении уголовных дел таможенными органами по признакам совершения таможенных преступлений (за исключением дел по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР, по которым производство предварительного следствия в силу требований ч. 1 ст. 126 УПК РСФСР не является обязательным, за исключением случаев, если это признает необходимым суд или прокурор), то есть по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 78, 78.1, 78.2, 162.6 ч. 2 и ч. 3, 169.1 УК РСФСР, таможенные органы как органы дознания обязаны в силу положений ст. ст. 132 и 211 УПК РСФСР после окончания проведения ими дознания передавать такие дела для решения вопроса об их подследственности соответствующим транспортным прокурорам (последние обязаны принять решение, какому органу предварительного следствия необходимо передать уголовное дело для продолжения предварительного следствия).

При производстве дознания по делам о таможенных преступлениях, в том числе и предусмотренных ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР, предлагаем пользоваться образцами процессуальных документов для дознавателей милиции (составители Гришин С.П., Гущев В.Е., Чих Н.В.), изданных в 1993 г. Нижегородской высшей школой МВД Российской Федерации (603600, Н. Новгород, ГСП-269).

Управление по борьбе
с контрабандой и нарушениями
таможенных правил ГТК России

---

Скачать ПИСЬМО ГТК РФ от 10-11-94 01-1312769 О МЕТОДИЧЕСКОМ ПИСЬМЕ КАСАЮЩЕМСЯ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ... Актуально в 2018 году