Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 22 октября 2019 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-511-75-96

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Содержание


Действует
Редакция от 2009-03-18
размер шрифта

ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 18-03-2009 150 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО... Актуально в 2018 году

5. Важнейшие инвестиционные проекты и комплекс обеспечивающих мероприятий

В прогнозируемый период в металлургической промышленности не предусматривается реализация федеральных целевых программ и предлагается реализация крупных инвестиционных проектов, важнейшие из которых представлены в Приложениях N 4 и 5.

Многие предприятия черной и цветной металлургической промышленности разработали и осуществляют инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства, направленные на повышение объемов производства и добавленной стоимости продукции, на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Вместе с тем в условиях разрастающегося с конца 2008 года глобального экономического и финансового кризиса все металлургические компании скорректировали сроки реализации крупных инвестиционных проектов, в 2009 - 2010 гг. возможны также изменения компаниями сроков реализации проектов и объемов их финансирования.

Основные инвестиционные проекты предприятий отрасли приведены в соответствие с предложениями самих бизнес-структур.

Реализация крупных инвестиционных проектов обеспечит:

- снижение ресурсоемкости производства металлопродукции за счет увеличения объемов разливки стали на машинах непрерывного литья заготовок, снижения объемов, а к концу периода - прекращения производства мартеновской стали, увеличения объемов производства алюминия в электролизерах с повышенной силой тока, роста объемов производства тяжелых цветных металлов с использованием автогенных процессов;

- снижение вредного воздействия предприятий на окружающую среду (комплекс мероприятий по охране окружающей среды в аглодоменном и коксохимическом производствах черной металлургической промышленности; на предприятиях алюминиевой и медно-никелевой подотраслей), включая сокращение эмиссий парниковых газов в атмосферу;

- повышение качества и увеличение добавленной стоимости продукции за счет увеличения объемов выплавки стали в электропечах; доли стали, подвергнутой внепечному вакуумированию, роста объемов производства проката тяжелых цветных металлов на машинах непрерывной разливки и отделки; расширения номенклатуры и увеличения доли продукции глубокой переработки металлов;

- увеличение производства высокотехнологичных эффективных видов металлопродукции, в том числе для нужд оборонно-промышленной отрасли: толстого широкого листа, холоднокатаного проката и изделий из него с различными видами покрытий, термообработанных длинномерных рельсов.

Прогноз основных инвестиционных проектов в металлургической промышленности представлен в Приложении N 5, важнейших инновационных проектов и научно-исследовательских разработок, рекомендуемых к реализации, - в Приложении N 6, перспективы организации производства новых видов продукции - в Приложении N 7.

В настоящее время металлургическая промышленность России участвует в нескольких инвестиционных проектах, имеющих общегосударственное значение (утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 1708-р и 18 августа 2007 г. N 1082-р).

Целью инвестиционного проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" является строительство в рамках государственно-частного партнерства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения месторождений на юго-востоке Читинской области. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд (Лугоканское, Култуминское, Быстринское и Бугдаинское) и строительство ГОКов осуществляется за счет средств частного инвестора - ОАО "ГМК "Норильский Никель".

Другой инвестиционный проект - "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" - предусматривает строительство ряда новых предприятий: алюминиевый завод, Богучанская ГЭС, целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), завод МДФ, газоперерабатывающий завод, комплексный газохимический комбинат, Горевское металлургическое объединение, Тагарское металлургическое объединение - ГОК, Тагарское металлургическое объединение - меткомбинат, цементный завод. Реализация проекта напрямую зависит от развития и строительства новых инфраструктурных объектов за счет средств Инвестфонда.

Третий инвестиционный проект - "Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва".

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2007 г. N 1082-р утверждены еще 2 проекта:

- разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный";

- разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".

Наиболее крупные и значимые инвестиционные проекты в черной и цветной металлургии, намеченные к вводу в действие в период до 2020 года, представлены в Приложении N 5.

Инновационное обеспечение реализации "Стратегии..." предполагает:

- усиление научно-технического потенциала отрасли и концентрацию его на решении перспективных задач развития;

- создание благоприятного правового и экономического климата для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;

- создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных ученых и специалистов, а также молодых специалистов в научно-техническую сферу.

В настоящее время в металлургической промышленности функционируют 58 научно-технических и проектных организаций с общей численностью более 10 тыс. человек (в том числе более 120 докторов и свыше 600 кандидатов наук).

По состоянию на 01.01.2008 научно-технический потенциал отрасли представлен 46 научными организациями (институтами), в их составе 11 организаций с государственной формой собственности, остальные - акционерные общества открытого типа. Три научных организации имеют статус государственных научных центров (ГНЦ) (ФГУП "ЦНИИчермет им. И.П. Бардина", ФГУП "Гинцветмет", ФГУП "Гиредмет").

Проектный потенциал отрасли представлен 12 проектными организациями, 18 проектными подразделениями комплексных научно-исследовательских и проектных институтов, 3 проектно-конструкторскими бюро. Все проектные организации являются акционерными обществами, при этом большинство из них входит в состав крупных производственных холдингов и компаний.

ГНЦ в металлургической промышленности и других отраслях, связанных с разработкой конструкционных материалов и металлургического оборудования, осуществляют функции ведущих организаций по следующим важнейшим направлениям развития науки, технологий и техники.

Определенный вклад в развитие черной и цветной металлургической промышленности вносит академическая и вузовская наука.

В настоящее время научные организации металлургической промышленности, особенно находящиеся в ведении государства, испытывают существенные трудности в обеспечении кадрами, обновлении имущественной отрасли и ее техническом оснащении. Здания в течение последних тридцати лет практически не ремонтировались и не приобреталось современное исследовательское оборудование. Практически отсутствуют высококвалифицированные специалисты в возрасте 35 - 45 лет.

Усиление научного потенциала предполагает, прежде всего, активное техническое перевооружение многих организаций и создание отраслевой системы подготовки научных кадров (в тесной связке ВУЗ - научная организация).

Механизм поддержки инновационной деятельности включает:

- привлечение частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство";

- развитие механизмов частно-государственного партнерства;

- стимулирование производителей и потребителей металлопродукции для решения общенациональных задач стратегической важности - увеличения доли продукции с добавленной стоимостью и создания дополнительных рабочих мест при повышении производительности труда в традиционных отраслях.

Предлагаемая "Стратегия..." предусматривает в качестве необходимых реализацию следующих условий:

- скорейшее преодоление финансового кризиса и его последствий с обеспечением макроэкономической стабильности и совершенствования нормативно-правовой базы экономики, создающих основу для притока инвестиций;

- расширение емкости внутреннего рынка металлопродукции путем развития основных металлопотребляющих отраслей экономики - прежде всего машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный, и стройиндустрии;

- расширение объемов геологоразведочных работ по выявлению месторождений руд черных, цветных и редких металлов в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья", в том числе за счет паритетного использования средств федерального бюджета и частных инвесторов;

- усиление роли государства в защите интересов российских металлопроизводителей на мировых рынках, в частности, оказание содействия со стороны торговых представительств и посольств.

Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач "Стратегии...".

Совершенствование нормативной правовой базы включает:

- разработку нормативных документов, позволяющих поставлять металлопродукцию, обеспечивающую требования технических регламентов на производство безопасных машин, оборудования и изделий;

- совершенствование процедуры таможенного администрирования;

- стимулирование внедрения на предприятиях металлургической промышленности ресурсосберегающих и экологичных технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, направленное на упорядочение оборота лома черных и цветных металлов и совершенствование контроля в этой сфере деятельности.

Поддержка отечественных металлопроизводителей на внутреннем и международных рынках металлопродукции предполагает:

- обеспечение защиты слаборазвитых сегментов внутреннего рынка металлопродукции в период вступления России в ВТО (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений;

- проведение активной политики в международных организациях с целью обеспечения интересов отечественной металлургии (Комитет по стали ОЭСР, АТЭС и др.);

- углубление интеграционных процессов в отношениях со странами СНГ и ЕС.

Особую значимость для сохранения и поддержания российской металлургической промышленности приобретает таможенно-тарифная политика. Основные принципы корректировки этой политики в части, относящейся к металлургической промышленности, следующие:

- объектами таможенно-тарифной защиты должны быть конкретные виды отечественной металлопродукции, период действия защитных мер также должен быть определенной продолжительности;

- меры защиты отечественных металлопроизводителей не должны ухудшать конкурентной среды на рынке; необходимо совершенствование защиты рынка от недобросовестной конкуренции.

Для восстановления и развития кадрового потенциала в металлургической промышленности целесообразно:

- совершенствование системы профтехобразования;

- согласование с работодателями специализации учебных планов подготовки инженеров;

- расширение практики использования контрактной системы направления на учебу выпускников школ и средних учебных заведений;

- более широкое использование международного опыта подготовки кадров и повышения их квалификации.

Модернизация и реструктуризация предприятий металлургической промышленности тесно связаны с решением социальных проблем, возникающих при высвобождении трудящихся. Основные пути их решения предусматривают реализацию мероприятий, направленных на дополнительную социальную поддержку высвобождаемых работников за счет возможностей непосредственно работодателей:

- увеличение работодателями (в зависимости от категорий работников и условий работы) размера единовременной материальной помощи высвобождаемым работникам для самостоятельного поиска работы;

- досрочный выход на пенсию;

- организация профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;

- создание приемлемых бездотационных рабочих мест (параллельно с процессом высвобождения работников) и производств непрофильной продукции; организация собственной предпринимательской деятельности высвобождаемыми работниками;

- поддержка создания малых предприятий, создающих новые рабочие места.

Основные источники финансирования мероприятий по социальной поддержке:

- средства работодателей в рамках отраслевых тарифных соглашений по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации;

- средства федерального бюджета в рамках действующего законодательства, федеральный бюджет по разделу 04 "Национальная экономика" (предусматриваются ассигнования на реализацию мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации), по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" (предусматриваются субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости).

Повышение результативности взаимодействия государственных органов и бизнес-структур в сфере производства металлопродукции предполагает:

- проведение прикладных экономических исследований по приоритетным направлениям стратегического развития отрасли;

- реформирование системы профессиональной подготовки кадров и ее гармонизация с мировой практикой;

- совершенствование системы квалификационных требований к работам и профессиям рабочих, должностям руководителей и специалистов отрасли;

- развитие системы социального партнерства, в первую очередь, на региональном уровне;

- дальнейшее проведение структурных реформ в металлургическом комплексе (технологические изменения, совершенствования структуры производства, видов продукции и др.);

- координация работ по прогнозированию развития смежных отраслей и регионов.

Для повышения надежности и обоснованности прогнозов развития отраслей необходимы: стратегия территориального развития России на долгосрочную перспективу, в первую очередь - перспективная схема размещения производительных сил; долгосрочный прогноз социально-экономического развития России; стратегия развития внешней торговли России, учитывающая состояние мировой экономической конъюнктуры, оценку конкурентных преимуществ России на мировом рынке, объемы экспорта и импорта, степени интеграции России в международное экономическое пространство; транспортно-энергетический баланс, который должен стать основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования. Необходимо координировать планы развития предприятий горно-металлургической промышленности с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России.

---

Скачать ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 18-03-2009 150 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО... Актуально в 2018 году