все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-511-75-96

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Содержание


Действует
Редакция от 2009-10-19
размер шрифта

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05-03-2004 1089 (ред от 19-10-2009) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ... Актуально в 2018 году

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности музыкальных форм (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, СЮИТЫ, СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ЦИКЛА) в воплощении музыкального образа и его развития. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Основные виды исполнительской деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант И ДР. Хоры: академический, народный. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания отдельных инструментов.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН, ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ, былины, лирические песни, частушки). Исполнительские типы художественного общения: "САМООБЩЕНИЕ" ("ПЕНИЕ ДЛЯ СЕБЯ"), СКАЗИТЕЛЬСКОЕ (ДЛЯ АУДИТОРИИ), ИГРОВОЕ (ДЕТСКОЕ, ОБРЯДОВОЕ, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ И ДР.), СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ (ПРИ АКТИВНОЙ РЕАКЦИИ ПУБЛИКИ).

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, ПОЛОНЕЗ и др.).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX веков. Духовная музыка в эпоху Средневековья: знаменный распев. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В СИНТЕЗЕ С ХРАМОВЫМ ИСКУССТВОМ.

Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII - XVIII веков: влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства; становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре XVII века; основные жанры профессиональной музыки: КАНТ; ПАРТЕСНЫЙ КОНЦЕРТ; хоровой концерт. ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКОЙ Д.С. БОРТНЯНСКОГО.

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (ПРЕЛЮДИЯ, НОКТЮРН И ДР.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; ВСЕНОЩНАЯ, ЛИТУРГИЯ.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ.

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: ВИЛЛАНЕЛЛА, МАДРИГАЛ, МОТЕТ (О. ЛАССО, Д. ПАЛЕСТРИНА). Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.

Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, МЕССЫ.

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И. ГАЙДН, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. ШУМАН, Ф. ШУБЕРТ, Э. ГРИГ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (ПРЕЛЮДИЯ, НОКТЮРН И ДР.), соната, симфония И ДР. Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж. Бизе, ДЖ. ВЕРДИ, ДЖ. РОССИНИ. Знакомство с образцами духовной музыки: РЕКВИЕМ.

Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века. Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, ЭКСПРЕССИОНИЗМ, НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ, НЕОКЛАССИЦИЗМ И ДР.). Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. СВИРИДОВ, Р.К. ЩЕДРИН, А.И. ХАЧАТУРЯН, А.Г. ШНИТКЕ) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, К. ОРФ, М. РАВЕЛЬ, Б. БРИТТЕН, А. ШЕНБЕРГ).

Джаз (Л. АРМСТРОНГ, Д. ЭЛЛИНГТОН, К. БЕЙСИ, Л. УТЕСОВ). Спиричуэл, блюз (Э. ФИЦДЖЕРАЛЬД). Симфоджаз (Дж. Гершвин).

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени (И.О. ДУНАЕВСКИЙ, А.В. АЛЕКСАНДРОВ).

Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. ОКУДЖАВА, В.С. ВЫСОЦКИЙ, А.И. ГАЛИЧ); МЮЗИКЛ (Л. БЕРНСТАЙН), РОК-ОПЕРА (Э.Л. УЭББЕР); РОК-Н-РОЛЛ (Э. ПРЕСЛИ); БРИТАНСКИЙ БИТ ("БИТЛЗ"), ФОЛК-РОК (Б. ДИЛАН); ХАРД-РОК ("ЛЕД ЗЕППЕЛИН", "ДИП ПЕПЛ"); АРТ-РОК ("ПИНК ФЛОЙД"); РЕГГЕЙ (Б. МАРЛИ), ХЕВИ-МЕТАЛ ("ДЖУДАС ПРИСТ") И ДР <*>.


<*> При изучении многообразия современной музыки учебный материал, выделенный прописными буквами, может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.

Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В. РАХМАНИНОВ, С.Т. РИХТЕР, Э.Г. ГИЛЕЛЬС, Д.Ф. ОЙСТРАХ, Е.А. МРАВИНСКИЙ, Е.Ф. СВЕТЛАНОВ, А.В. СВЕШНИКОВ И ДР.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. КАРУЗО, М. КАЛЛАС, Р. ТИБАЛЬДИ, Э. ГОРОВИЦ, И. МЕНУХИН, А. РУБИНШТЕЙН, Г. ФОН КАРАЯН, А. ТОСКАНИНИ И ДР. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), ГРАНД-ОПЕРА (ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ), КОВЕНТ-ГАРДЕН (АНГЛИЯ, ЛОНДОН), МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА (США, НЬЮ-ЙОРК).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ, МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА.

ВЫДАЮЩИЕСЯ РОССИЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР ИМ. М.Е. ПЯТНИЦКОГО, РУССКИЙ НАРОДНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ИМ. Н.П. ОСИПОВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ.

---

Скачать ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05-03-2004 1089 (ред от 19-10-2009) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ... Актуально в 2018 году