Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Четверг, 28 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Содержание


Действует
Редакция от 2003-11-17
размер шрифта

ПИСЬМО Минобразования РФ от 17-11-2003 38-06-11 ОБ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (2024) Актуально в 2018 году

1. АНАЛИЗ И ВАРИАНТЫ ТИПОВЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции равноправные субъекты Федерации имеют два вида статуса:

Республики-государства.

Края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - административно-территориальные образования.

В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Одной из самых сложных проблем в работе федеральных органов исполнительной власти является взаимодействие с региональными и местными органами власти в условиях, когда федеративная система в России еще окончательно не сформировалась и многие региональные руководители стремятся получить как можно больше власти на своей территории и ограничить вмешательство центральной власти.

В регионах действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой компетенции. Например, в Новгородской области насчитывается 13 федеральных органов власти и 19 региональных, а в Тюменской области - федеральных органов 59 и региональных - 41.

Конституция РФ разрешает субъектам РФ формировать свои системы государственной власти, которые не противоречили бы конституционному устройству российского государства. Поэтому во всех субъектах РФ созданы собственные системы государственного управления, отличающиеся большим разнообразием форм и их количественным составом. Их правовой основой являются в республиках - конституции, а в областях и краях - уставы, и, кроме того, во многих субъектах приняты специальные законы о системе государственной власти и местном самоуправлении, несмотря на отсутствие федерального законодательства в этой сфере.

Анализируя организационные структуры органов управлений образованием, выявлено, что в ряде регионов имеет место дублирование одинаковых (направленных на достижение одного и того же результата) функций и задач разными органами управления. Так, например, в Тамбовской области начальное профессиональное образование выделено в отдельный комитет численностью 8 человек, при этом существует Управление образования и науки (18 чел.), которое вполне могло бы взять вопросы начального профессионального образования на себя, как сделано во многих других регионах (например, Департамент общего и профессионального образования (42 чел.) - Астраханская область).

Кроме того, существенным фактором, затрудняющим оптимизацию структур органов управлений образованием, является незавершенность разграничения полномочий между Федерацией и регионами, и в частности нерешенность многих имущественно-правовых и социально-экономических вопросов.

Что касается численности государственных служащих в органах управления образованием субъектов РФ, то отсутствие нормативно-правовых документов для субъектов РФ приводит к определенной неразберихе.

Как показывает анализ полученных материалов, некоторые регионы пользуются существующим постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти", которое устанавливает штатную численность департамента - не менее 35 единиц, управления - не менее 20 ед., отдела - не менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц.

Следует отметить, что пользование данным постановлением субъектами Российской Федерации для установления численности в органах управлений образованием не совсем правомочно. Нормы численности департамента как федерального органа исполнительной власти и департамента как органа исполнительной власти субъекта РФ не могут быть одинаковыми.

В других регионах отсутствие четких нормативов численности, разработанных для органов управления образованием субъектов РФ, привело к тому, что регионы, устанавливая численность государственных служащих самостоятельно и скорее стихийно, образуют департаменты и комитеты, а кое-где и министерства с численностью государственных служащих менее 8 человек.

Таким образом, анализ сложившейся ситуации в регионах показал, что:

1. Структура органов управления образованием субъектов РФ слишком разнообразна, сложна и громоздка.

2. Наблюдается дублирование функций.

3. Отсутствуют четкие нормативы численности государственных служащих.

Все это говорит о существенной необходимости упорядочения структуры органов управления образованием субъектов РФ, а также разработки нормативов численности государственных служащих.

Название органа управления образованием субъектов РФ в каждом конкретном случае будет выбираться в зависимости от численности государственных служащих и выполняемых функций.

Предлагается оставить название "министерство" для субъектов, имеющих статус республики, для остальных субъектов - автономных округов, краев, областей, городов федерального значения использовать название "департамент".

Таким образом, для республик предлагается следующая структура:

Министерство - Комитет
Департамент (Управление)
Отдел

Департамент (Управление) может быть как в составе министерства, так и как самостоятельный орган управления. Для остальных субъектов (кроме республик):

Департамент (Управление) - Комитет
Отдел
Сектор

В министерствах и ведомствах все работники делятся обычно на три группы:

- основной персонал (руководители и служащие);

- вспомогательный персонал (секретари, бухгалтера и др.);

- обслуживающий персонал.

Проект типовых структур органов управления образованием разработан на основе изучения действующих в настоящее время организационных структур, анализа особенностей структур управления в зависимости от объемов выполняемых работ и численности сотрудников.

На первом этапе работы проведен анализ фактических материалов о составе структурных подразделений органов управления образованием и их численности (на основе представленных органами образования штатных расписаний), изучены существующие положения о подразделениях, определено их соответствие законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим образовательную деятельность в Российской Федерации. В ходе анализа выявлена существенная разница в численном составе органов образования, который напрямую зависит от численности населения региона. Это позволило нам разделить все регионы (субъекты РФ) на 3 группы:

1-я группа - регионы с численностью населения свыше 2 млн. человек;

2-я группа - регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. человек;

3-я группа - регионы с численностью населения до 1 млн. человек.

На основе анализа сложившегося к настоящему времени разделения функций управления и его соответствия требованиям рациональной организации труда подготовлены варианты типовых структур управления для 3 групп органов управления образованием субъектов РФ.

На основе данных, представленных органами управления образованием, проведен анализ и полученный систематизированный материал представлен в табличной форме в приложении 1. Такое многообразие структур и наименований подразделений нецелесообразно применять в одной системе, и это объективно позволяет нам упорядочить структуры управления для более удобного обмена информацией, связями, взаимоотношениями и пр. Также необходимо четкое разграничение функций между подразделениями для рациональной организации труда.

Вариант

Типовая структура управления органа управления образованием

1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).

2. Заместитель руководителя.

3. Главный бухгалтер.

4. Заместитель главного бухгалтера.

5. Помощник руководителя.

6. Управление (отдел) общего образования:

6.1. Отдел (сектор) развития общего образования;

6.2. Отдел (сектор) дошкольного образования;

6.3. Отдел (сектор) печатных изданий и учебно-методической литературы.

7. Управление (отдел) профессионального образования:

7.1. Отдел (сектор) начального профессионального образования;

7.2. Отдел (сектор) среднего профессионального образования;

7.3. Отдел (сектор) высшего профессионального образования и науки.

8. Управление (отдел) дополнительного и специального образования и воспитательной работы:

8.1. Отдел (сектор) дополнительного образования и воспитательной работы;

8.2. Отдел (сектор) реабилитационной работы и специальных учреждений;

8.3. Отдел (сектор) социальной защиты детства.

9. Отдел по работе с молодежью.

10. Отдел экономического анализа, планирования и финансирования.

11. Отдел бухгалтерского учета и контроля.

12. Отдел инспектирования и охраны труда.

13. Отдел информатизации.

14. Отдел капитального строительства и материально-технического обеспечения.

15. Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации.

16. Отдел кадрового обеспечения.

16.1. Сектор по работе с педагогическими и руководящими кадрами.

17. Отдел (сектор) правового обеспечения.

18. Отдел (сектор) управления делами и организационной работы.

19. Общий отдел.

Вариант

Типовая структура управления органа управления образованием

1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).

2. Заместитель руководителя.

3. Главный бухгалтер.

4. Отдел общего образования:

4.1. Сектор развития общего образования;

4.2. Сектор дошкольного образования.

5. Отдел профессионального образования:

5.1. Сектор начального и среднего профессионального образования;

5.2. Сектор высшего профессионального образования и науки.

6. Отдел дополнительного и специального образования и воспитательной работы:

6.1. Сектор дополнительного образования и воспитательной работы;

6.2. Сектор реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детства.

7. Отдел (сектор) по работе с молодежью.

8. Отдел экономического анализа, планирования и финансирования.

9. Отдел (сектор) бухгалтерского учета и контроля.

10. Отдел (сектор) инспектирования и охраны труда.

11. Отдел (сектор) информатизации.

12. Отдел (сектор) капитального строительства и материально-технического обеспечения.

13. Отдел (сектор) лицензирования, аттестации и аккредитации.

14. Отдел кадрового обеспечения.

15. Сектор правового обеспечения.

16. Сектор управления делами и организационной работы.

17. Общий отдел (хозяйственный сектор).

Вариант

Типовая структура управления органа управления образованием

1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).

2. Заместитель руководителя.

3. Главный бухгалтер.

4. Юрисконсульт.

5. Управляющий делами (секретарь).

6. Отдел общего образования (сектор общего и дошкольного образования).

6.1. Сектор развития общего образования.

7. Отдел начального, среднего, высшего профессионального образования и науки.

8. Отдел (сектор) дополнительного и специального образования и воспитательной работы:

8.1. Сектор реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детства.

9. Сектор по работе с молодежью.

10. Отдел (сектор) экономического анализа, планирования и финансирования.

11. Сектор бухгалтерского учета и контроля.

12. Сектор инспектирования и охраны труда.

13. Сектор информатизации.

14. Сектор капитального строительства и материально-технического обеспечения.

15. Сектор лицензирования, аттестации и аккредитации.

16. Отдел (сектор) кадрового обеспечения.

17. Хозяйственный сектор.

---

Скачать ПИСЬМО Минобразования РФ от 17-11-2003 38-06-11 ОБ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (2024) Актуально в 2018 году