Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 20 октября 2020 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

8-800-511-75-96

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бесплатная консультация

.

Навигация по разделу

Содержание


Действует
Редакция от 2001-12-30
размер шрифта

ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ ЦБ РФ от 30-12-2001 О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2020) Актуально в 2018 году

4. Структурные аспекты развития банковского сектора

4.1. Институциональные аспекты

Совершенствование структуры банковского сектора должно способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному выполнению функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию внутриотраслевой конкуренции в банковском секторе.

4.1.1. Определенные действующим законодательством фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а именно - двухуровневая структура (Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковского сектора, адекватного потребностям экономического роста. Указанные принципы сохраняются в качестве правовой основы функционирования банковской системы страны.

4.1.2. Банки должны сохранить возможность развиваться в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски за счет диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов.

Специализация кредитных организаций на отдельных банковских продуктах, операциях или видах деятельности возможна в рамках их универсального статуса. Принцип добровольной специализации банков, исключающий административные методы навязывания им конкретных форм специализации, предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами кредитные организации и их учредители (участники), включая в том числе и государство.

4.1.3. Наряду с банками как универсальными финансовыми посредниками на отдельных сегментах рынка банковских услуг должны функционировать и небанковские кредитные организации (в том числе организации, осуществляющие расчетные операции, и организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции).

4.1.4. Банк России рассмотрит вопрос о целесообразности сохранения лицензий на осуществление банковских операций банкам, которые выполняют ограниченные функции финансового посредничества, имея в виду их преобразование в небанковские кредитные организации.

4.1.5. В рамках решения задачи развития организованных форм сбережений актуальной является задача расширения кредитной кооперации как особой формы финансового посредничества.

В настоящее время принят Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". В случае если деятельность данных кооперативов выйдет за рамки предоставления кредитов только на потребительские цели и только членам ассоциаций (кооперативов), то, как свидетельствует международный опыт, более рациональным является функционирование указанных организаций в рамках банковской системы с соответствующим регулированием и надзором за их деятельностью.

4.2. Концентрация и централизация капитала

4.2.1. Изменение структуры банковского сектора по таким параметрам, как концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг, размещение кредитных организаций по регионам должно происходить на рыночных принципах.

Роль государства в реорганизации кредитных организаций, которую может сопровождать изменение структуры банковской системы по данным параметрам, состоит в обеспечении на законодательном уровне и в процессе регулирования банковской деятельности:

- формирования благоприятных условий, способствующих развитию рынка банковских услуг;

- защиты интересов кредиторов и вкладчиков;

- транспарентности реорганизационных процедур.

Реорганизация устойчивых кредитных организаций, в том числе их присоединение к другим финансовым институтам, должна быть основана на принципе добровольности.

Все реорганизационные процедуры должны строго соответствовать правовым нормам, установленным законодательством. Процедуры реорганизации могут проводиться лишь при условии, что параметры рисков, принятых организацией, образующейся после реорганизации, будут находиться в границах общеустановленных пруденциальных норм.

4.2.2. Эффективность усилий государства по развитию банковского сектора во многом зависит от активизации банковской деятельности и развития банковской сети в регионах, что определяется в том числе способностью региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно предпринимать усилия по развитию кредитных организаций, способных удовлетворять спрос на банковские услуги, обеспечивать простор для цивилизованных рыночных отношений. Необходимым условием активизации банковской деятельности в регионах является профилактика возможности принятия на местном уровне решений, которые ведут к финансовой автаркии или создают преференции отдельным финансовым институтам, что предполагает полную открытость взаимоотношений органов власти на местах и кредитных организаций.

Проблема оттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков может эффективно решаться органами государственной власти и деловыми кругами только путем создания на региональном уровне благоприятных коммерческих возможностей для приложения капиталов.

4.2.3. Важным условием повышения надежности и эффективности банковского сектора является принятие мер по увеличению его капитализации.

Одним из путей капитализации банковского сектора является установление требований к размеру уставного капитала для вновь создаваемого банка. Банк России повысил минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка до рублевого эквивалента 5 млн. евро.

В целях повышения требований к уровню капитализации кредитных организаций Правительство Российской Федерации и Банк России разработают проекты федеральных законов, в соответствии с которыми начиная с 2005 года требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10% и будет применяться в отношении банков с капиталом ниже рублевого эквивалента 5 млн. евро, а с 2007 года указанное требование по достаточности капитала будет применяться в отношении всех кредитных организаций независимо от вида (банки, небанковские кредитные организации) и от величины собственных средств (капитала), при этом все банки должны будут располагать собственными средствами (капиталом) в размере не менее рублевого эквивалента 5 млн. евро.

4.3. Участие иностранного капитала

4.3.1. Приток иностранного капитала с солидной репутацией рассматривается в качестве важного фактора развития банковского сектора страны. Иностранный капитал привносит на российский рынок современные банковские технологии, новые финансовые продукты, культуру банковского корпоративного управления, способствует развитию конкуренции в банковском деле и выступает фактором его совершенствования.

4.3.2. Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, в частности в ее банковский сектор, повышения доверия иностранных партнеров к банковскому сектору предстоит улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики, обеспечить снижение некоммерческих рисков вложений и свободную репатриацию прибыли, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4.3.3. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разработают меры, содействующие расширению деятельности банков с участием иностранного капитала. Правительство Российской Федерации и Банк России не будут вводить количественные ограничения на участие иностранного капитала в банковском секторе.

Регулирование участия иностранного капитала будет направлено на предотвращение фактов проникновения в российский банковский сектор капитала нерезидентов с неустойчивым финансовым положением и / или сомнительной репутацией.

4.3.4. Режим допуска иностранного капитала в банковский сектор будет в большей мере ориентирован на развитие рыночных отношений в стране и конкурентной среды в банковском секторе. В рамках этого подхода в ближайшее время будут приняты меры по созданию для иностранного капитала условий доступа в российский банковский сектор, аналогичных действующим для резидентов. Банк России принял решение об установлении требования к минимальному размеру уставного капитала вновь создаваемого банка на уровне рублевого эквивалента 5 млн. евро, равного как для учредителей резидентов, так и для нерезидентов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающих введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами до 10% долей (акций) уставного капитала кредитной организации и разрешительного - свыше 10%.

4.3.5. Банк России рассмотрит целесообразность определения порядка открытия филиалов иностранных банков, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковского сектора Российской Федерации, предполагающие равные с кредитными организациями - резидентами условия работы на рынке.

---

Скачать ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ ЦБ РФ от 30-12-2001 О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2020) Актуально в 2018 году