Единый социальный страховой сбор (ЕССС) в 2018 году
28.10.2016
С 2017 года было введено понятие Единого социального страхового сбора, который заменил собой социальные страховые взносы сразу в три фонда: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). При этом база для начисления процентных ставок осталась прежней, но все полномочия по сбору средств и их учёту перешли Федеральной налоговой службе (ФСН).
Ставки и льготы по ЕССС с 1 января 2018 года
Если взглянуть на дорожную карту, подготовленную специалистами Федеральной налоговой службы, то в ней не обнаруживается никакой информации по поводу ставки по ЕССС. Важнейший для представителей бизнеса вопрос, скорее всего, будет решаться буквально накануне 1 января 2018 года – начала нового отчётного периода. Какие прогнозы делаются экспертами по ставке Единого социального страхового сбора?
Прежде всего, можно вспомнить обещание Президента Российской Федерации не поднимать налоги до 2019 года. ЕССС становится компетенцией налоговой службы, но страховые взносы теоретически не принято относить к налогам, а значит, такое обещание может быть нарушено. С другой стороны, Правительством уже давно рассматривается вопрос о снижении размера страховых взносов, что также было одобрено Президентом. Более того, он порекомендовал снизить общую для всех страховых сборов планку на 2-2,5%. Таким образом, ЕССС в 2018 году может составить 30%-2,5%=27,5%.
Считается, что ослабление нагрузки со стороны страховых фондов способно улучшить динамику экономической активности бизнес-структур и, как следствие, привлечь во внутреннюю экономику страны дополнительные инвестиции. Стоит признать, что это будет очень своевременный и достаточно весомый шаг на пути выхода из сложившегося кризиса.
Введение ЕССС: плюсы и минусы
Необходимо напомнить, что некое подобие Единого страхового сбора уже действовало в России до 2010 года. Тогда главной причиной отмены порядка уплаты страховых взносов стал безадресный принцип действия системы. Решение передать полномочия, равно как и обязанности по сбору и учёту средств, отдельно каждому фонду выглядело логичным, но сегодня эксперты фиксируют определённые проблемы с собираемостью взносов. Приблизительные оценки показывают, что общая сумма сборов уменьшилась на 15%.
Непосредственно для компаний, являющихся плательщиками социальных страховых взносов, поменяется немногое: вместо нескольких отчётов отныне сдавать придётся всего один, тогда как налоговая нагрузка, возможно, останется на прежнем уровне. Вместе с тем, благодаря упрощению налогового администрирования компаниям удастся изыскать резервы, в том числе временные и кадровые, для улучшения качества своей работы и увеличения прибылей. Это вполне весомый положительный момент, который может рассматриваться в качестве одного из инструментов процесса восстановления страдающей от экономического кризиса российской экономики.
Главным же плюсом введения Единого социального страхового сбора чиновники видят возврат к той системе, которая позволяла собирать больше страховых взносов. Федеральная налоговая служба демонстрирует эффективную работу во всех сферах своей деятельности и, как ожидается, она отлично справится с очередной и относительно новой для себя задачей.
Затронет ли новая система сбора страховых взносов порядок перечисления средств в Пенсионный фонд? Напомним, что каждому официально трудоустроенному работнику определён уникальный страховой номер лицевого счёта в системе обязательного пенсионного страхования. Именно туда и идут взносы, которые работодатель берёт из заработной платы, и которые впоследствии формируют будущую пенсию такого сотрудника.
|
|