Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Электронный полис ОСАГО с 1 января 2017 года

28.10.2016

Согласно положениям Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», наличие действующего страхового полиса на авто является обязательным условием его эксплуатации на дорогах общего пользования. Покупка ОСАГО призвана защитить страхователя от серьёзных трат, которые могут возникнуть при ДТП, совершенном по его вине. Условия такой страховки предполагают покрытие ущерба на сумму до 400 тысяч рублей (при нанесении ущерба здоровью пострадавшему – до 500 тыс. руб.), и это достаточно весомый аргумент в пользу современного института страхования.

С другой стороны, страховые компании часто инициируют те или иные изменения, опираясь на текущие условия работы и размеры своих прибылей. Так, начиная с 1 сентября 2016 года, владельцы страховых полисов обязаны предоставлять повреждённый в результате аварии автомобиль сначала страховщику и только после – независимому эксперту. Ещё одно ожидаемое нововведение – возможность выставления страховой компанией регрессного требования в случае предоставления страхователем недостоверных сведений при покупке ОСАГО. Данная норма вступит в силу в январе 2017 года и будет приурочена вводу ещё одной поправки: всех без исключения страховщиков обяжут продавать электронные полиса ОСАГО.

Покупка электронного полиса ОСАГО онлайн с 1 января 2017 года

Услугой под названием е-ОСАГО автолюбители начали пользоваться в 2015 году. Уже тогда заключение договора обязательного страхования можно было оформить в онлайн режиме и получить электронный документ, который обладал юридической силой наравне с «зелёным» бланком полиса. Такая услуга значительно улучшила качество обслуживания клиентов страховых компаний, но если до 2017 года продажа электронных полисов ОСАГО для страховщиков была добровольной, то теперь поправки в вышеупомянутый Федеральный закон обяжут все организации открывать соответствующие сервисы.

Законодатели постарались учесть ошибки и недочёты, которые были выявлены ими при анализе практики продажи электронных документов. Так, автолюбители часто жаловались на некорректную работу онлайн-сервисов, а то и вовсе неработоспособность официальных сайтов страховых компаний. Вторая по частоте упоминания претензия связана с невозможностью обменять электронный полис ОСАГО на стандартный «зелёный» бланк.

Уже в январе 2017 года все страховщики обязаны будут запустить сервисы по продаже страховых полисов в электронном виде и обеспечить стабильную работу своих сайтов. Для компаний, не имеющих технической возможности содержать такой интернет-ресурс, предусмотрено следующее исключение: продажа электронных документов ими должна быть организована посредством электронной почты.

Новые поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с января 2017 года будут также предоставлять возможность получения стандартного полиса ОСАГО тем, кто уже приобрёл его электронный аналог. Отныне любой такой страхователь вправе обратиться в страховую компанию и бесплатно получить «зелёный» бланк. Учтены требования и тех, кто не может или не желает лично посещать офис страховой компании: таким автовладельцам полис может быть выслан по почте, но при условии, что все почтовые расходы возьмёт на себя получатель.

Регрессное требование при покупке ОСАГО

Практика заключения договоров обязательного страхования в режиме онлайн и выдачи электронных полисов инициировала одно очень важное нововведение. Страховые компании крайне обеспокоены тем фактом, что их клиенты зачастую намеренно вводят страхователя в заблуждение и предоставляют недостоверные данные о технических характеристиках своих транспортных средств или о месте своего проживания. Тем самым им удаётся пользоваться более низкими коэффициентами и фактически экономить на размере страховой премии.

С января 2017 года страховые компании получат право выставлять регрессное требование – обратное требование о возмещении уплаченной суммы – при обнаружении ошибок в полисе, намеренно или случайно допущенных при покупке ОСАГО. Это означает, что автовладельцам придётся быть более внимательными при заполнении электронных форм на официальных сайтах страховых компаний. В противном случае ситуация может развиваться следующим образом:

  • после наступления страхового случая страховщик проверил данные и нашёл ошибки;
  • на основании новых норм страховщик выставил перед страхователем регрессное требование;
  • суд обязал автовладельца оплатить полную стоимость страхового полиса, а также возместить издержки страховой компании – в полном объёме вернуть деньги, выплаченные ею потерпевшему в ДТП.

К сожалению, рассматриваемый вопрос имеет и другой серьёзный недостаток. Сами страховые компании могут пользоваться некомпетентностью своих клиентов и намеренно делать ошибки в данных и коэффициентах при заключении договора обязательного страхования и оформлении полиса. Очевидно, что такая «перспектива» поможет им избежать серьёзных издержек при наступлении страхового случая. А это опять-таки говорит о необходимости очень внимательно и скрупулёзно отнестись к составлению договора и неоднократно проверить страховой полис на наличие ошибок и опечаток.

Предъявление повреждений при страховом случае

Автовладельцам необходимо помнить, что уже сейчас действуют новые требования относительно предоставления повреждённых в ДТП транспортных средств к осмотру оценщиками страховых компаний. С 1 сентября 2016 года первоочередное право зафиксировать имеющиеся повреждения и рассчитать стоимость их устранения получают страховщики. Только после этого разрешается проводить независимую экспертизу.

На такой шаг законодателей натолкнула активная деятельность автоюристов, научившихся зарабатывать на страховых компаниях путём преступного сговора с независимыми оценщиками. До настоящего времени автовладельцам разрешалось сразу прибегать к независимой экспертизе, результаты которой по определению являлись основополагающими при рассмотрении дел в суде. Туда обращались страховые компании, недовольные завышенными суммами, но, как показала практика, судебные решения всё чаще выносились не в их пользу. Серьёзные издержки, в том числе судебные, и стали поводом для обращения к чиновникам за помощью.

Новые бланки ОСАГО с 1 января 2017 года

С 1 октября 2016 года страховые компании начали выдавать своим клиентам полисы ОСАГО нового образца. Они несколько отличаются от ставших уже привычными «зелёных» бланков, а их введение объясняется заметной активизацией чёрного рынка страховых полисов. Стремительный рост числа подделок вынудил страховщиков прибегнуть к использованию новых документов, и уже с января 2017 года любой желающий может поменять свой действующий полис или продлить его действие, но уже с выдачей бланка нового образца.

Для справки: заменить старый бланк на новый можно бесплатно и в любое время, посетив отделение своей страховой компании. Поскольку закон не предусматривает ограничений в сроках действия документов старого типа, автовладельцев не будут принуждать совершать такой обмен в обязательном порядке.