Добавить ЗаконПрост! в закладки
|
Помощь
Вторник, 19 марта 2024 год

все документы
федеральное законодательство
региональное законодательство
рекомендации
информация ФНС
формы документов
все документы

Размеры штрафов за тонировку стекол автомобиля с 1 июля 2016 года

26.09.2016

Тонировка автомобильных стёкол – это не только стильный тюнинг, но и очень полезная доработка: тонировочная плёнка не позволяет солнечным лучам проникать внутрь салона и излишне нагревать воздух или портить материалы отделки. За такими стёклами также можно спрятаться от любопытных глаз, равно как и скрыть имущество, перевозимое внутри авто, от преступников. Польза тонировки очевидна, что в ряде случаев объясняет издание законов, обязывающих использовать её на автомобиле. В частности, подобные требования с 2012 года необходимо выполнять автолюбителям американского штата Калифорния. Тамошние чиновники объясняют необходимость уменьшения светопропускной способности автомобильных стёкол стремлением снизить расход топлива, идущего на работу кондиционеров, что, в свою очередь, поможет уменьшить и объём вредных выбросов в атмосферу.

В Российской Федерации действуют кардинально другие законы, которые предусматривают штраф за тонировку. Особо жёсткие нормы предусмотрены в отношении лобового и передних боковых стекол – тех, которые необходимы водителю для контроля за дорожной обстановкой. Задние стекла тонировать разрешается, но и здесь существуют пределы минимальной светопропускаемости. Пойти на такой шаг и установить штрафы за тонировку законодателей вынудил резкий рост числа аварий, совершаемых водителями тонированных авто по причине неудовлетворительной видимости. Если днём тонировочная плёнка мешает различать сигналы, подаваемые светофорами или другими участниками движения, то ночью она делает «незаметными» даже пешеходов. Кроме того, эксперты утверждают, что российский климат с его низкой средней продолжительностью жаркого лета не способен доставлять очевидных неудобств владельцам автомобилей, не оборудованных тонированными стёклами.

Какая тонировка разрешена?

И всё же, правила разрешают использовать тонировочные плёнки, которые могут наноситься и на лобовое (ветровое), и на заднее, и на боковые стекла. Главное условие – соблюдение норм спетопропускной способности. Согласно п. 2.2.4 ГОСТа 5727-88 в 2017 году водители обязаны руководствоваться следующими минимальными значениями для каждого вида стёкол в отдельности:

  • лобовое (ветровое) стекло – от 75% и выше;
  • передние боковые стёкла – от 70% и выше;
  • заднее и задние боковые – от 5% и выше.

Регламент также приводит следующие два условия:

  • на лобовое стекло в его верхней части разрешается клеить тонированную либо полностью непрозрачную полосу шириной не более 14 см.,
  • задние стёкла не должны иметь зеркальной отражающей тонировки.

Штраф за тонировку будет выписан при несоблюдении любого из вышеприведённых правил. Вместе с тем, практика применения сотрудниками ГИБДД статьи 12.5 КоАП РФ показывает, что водителям, согласившимся на месте удалить тонировочную плёнку с автомобиля, штрафа удаётся избежать.

Размеры штрафов за тонировку стекол автомобиля с 1 июля 2016 года

Изменения в Правила дорожного движения, введённые 1 июля, затронули множество статей, по которым Кодекс об административных правонарушениях предусматривал наложение штрафных санкций. Применительно к штрафам за тонировку наказание осталось прежним: в 2017 году нарушители по-прежнему будут платить 500 рублей (согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ) и так же смогут избежать санкций при согласии удалить тонировку в присутствии сотрудника ГИБДД. Отметим, что любые попытки инспекторов дополнительно наказать нарушителя снятием автомобильных номеров или эвакуацией транспортного средства будут незаконны. Свои подобные действия лица при исполнении могут объяснять необходимостью недопущения эксплуатации автомобиля, не соответствующего техническому регламенту. И все же, согласно правилам, действующим в 2017 году, максимальным наказанием в таком случае может стать штраф в размере 500 рублей.

Многие автолюбители, пользуясь относительной лояльностью действующих правил, предпочитают оставлять тонировочные плёнки на стёклах своих авто. Это вынуждает сотрудников ГИБДД, не имеющих в своём распоряжении более действенных инструментов борьбы с нарушителями, искать другие способы их наказания. Так, в 2017 году широкое распространение приобрела практика выписки письменного предупреждения, устанавливающего обязательство устранить тонировку в течение максимум 10-ти дней. В этом документе также указывается, что повторное выявление факта нарушения после выписки предупреждения повлечёт за собой более серьёзные штрафные санкции – 1000  рублей или арест на 15 суток. Юридически подкованным водителям удаётся оспорить такое наказание: для этого достаточно иметь при себе квитанцию об уплате штрафа за первичное нарушение, ведь в случае повторного нарушения инспекторам можно ссылаться лишь на ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за «неуплату административного штрафа». Отметим, что в этой ситуации проштрафившемуся водителю может вменяться и нарушение Федерального закона №226-ФЗ от 18 июля 2011 г. (редакция от 05 апреля 2013 г., №49-ФЗ), который за неуплату штрафа предусматривает не только удвоенные штрафные санкции или арест, но и обязательные работы сроком до 50 часов.

Увеличатся ли штрафы за тонировку?

С 2016 года в среде российских автомобилистов ходят слухи об увеличении штрафов за излишне тонированные стёкла транспортных средств. Эти разговоры не беспочвенны: 14 сентября Госдума уже рассмотрела законопроект, который вскоре вступит в силу и введёт более жёсткую ответственность за подобные нарушения. Согласно новым правилам, штраф за тонировку составит:

  • при первом нарушении –1500 руб.,
  • при повторном нарушении – 5000 руб.,
  • третий протокол – лишение водительских прав на срок 2-6 месяцев.

Отдельно необходимо пояснить, что к категории автомобильных попадают передние боковые стекла, задние, лобовое (ветровое) стекло, а также фары. Считается, что тонировочная плёнка значительно снижает светопропускную способность фар, поворотников и прочих фонарей, что делает их менее «видимыми» для других частников движения. Здесь же, конечно, и значительное ухудшение обзора ночью.

Как замеряют уровень тонировки стекла?

Штраф за тонировку может быть выписан только в том случае, если проверка параметров светопропускной способности стёкол производилась согласно установленным правилам. А они гласят, что подобная процедура становится возможной только при остановке транспортного средства на посту ГИБДД (согласно Приказу МВД России №1240) и предъявлении инспектором служебного удостоверения, имеющего отметку о допуске к осуществлению технического надзора (такая отметка подтверждает, что сотрудник обладает соответствующими навыками работы со специальным оборудованием и имеет в своём распоряжении сертифицированный прибор для замера уровня тонировки). Перед проверкой водитель вправе потребовать сертификат соответствия на измерительное устройство, а также документы о прохождении им очередной поверки. При отсутствии нужных документов или отметок дальнейшие действия инспектора будут незаконны.

Важный момент: к сожалению, российская практика знает множество примеров фальсификации результатов замеров светопропускной способности стёкол со стороны самих же должностных лиц. Наиболее простой способ обмануть водителя – наклеить на сенсор прибора тонкую плёнку, которая автоматически будет изменять показания на 10-20% «не в пользу» автовладельца. В этой связи рекомендуется лично проверять прибор на наличие лишних элементов, а в случае каких-либо подозрений – требовать присутствия двух понятых лиц (28.5 КоАП РФ). Невыполнение ваших требований сотрудником ГИБДД будет незаконным, поэтому в такой ситуации можно отказываться и от проведения замеров, и от уплаты штрафа за тонировку.

Избежать штрафа поможет и следующая полезная информация: производить какие-либо замеры допускается только на чистых и сухих стёклах. Это означает, что слой пыли, грязи или капли дождя станут факторами, которые повлияют на показания прибора. Отсюда какая-либо проверка, например, в дождливую погоду или при высокой влажности окружающего воздуха, становится просто невозможной в принципе.

Нельзя забывать и о том, что приборы для измерения светопропускной способности стёкол имеют достаточно тонкую настройку, поэтому в состоянии реагировать даже на мельчайшую сетку царапин или сколов. Если ваше переднее или заднее стекло имеет такие повреждения ввиду большого срока эксплуатации, готовьтесь к тому, что к показаниям прибора будут меняться на 5-10%. Кроме того, само стекло также не является на 100% прозрачным, поэтому даже в состоянии нового и без наличия каких-либо тонировочных плёнок оно часто демонстрирует показатель на уровне 95-97%. Всё это следует учитывать при выборе и покупке тонировочной плёнки.

Приборы для замеров тонировки стекол автомобиля

Для измерения характеристик ветрового, бокового или заднего стёкол сотрудники ГИБДД  используют разные приборы. Наиболее распространённым из них является тауметр «Блик», работающий от прикуривателя (к слову, в просьбе инспектора о подключении к прикуривателю вашего авто всегда можно отказать, сославшись на слабый аккумулятор). Данный прибор может применяться при температуре окружающего воздуха от -10оС до +40оС независимо от времени суток. Чтобы получить достоверные показатели «Блик» прикладывают к каждому стеклу в нескольких его местах, после чего вычисляют среднее значение.

Вторым по популярности прибором можно считать тауметр «Тоник», способный измерять светопропускную способность даже цветных стёкол. Среди его прочих достоинств – наличие ёмкого аккумулятора, гарантирующего около 8-10 часов автономной работы устройства. Именно такой прибор чаще всего используют специалисты станций техосмотра, поскольку он даёт более точные показания по сравнению с «Бликом». Инспекторам ГИББД выдают и другие тауметры: «Свет», «Растр» и др., которые незначительно отличаются по своей конструкции и демонстрируют схожие параметры работы.